• Название:

    ПРОБЛЕМА ПРОТЕСТАНТИЗМА А. Дубровский

  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: DOC
Опубликовано на сайте: Petra Scandali (Камень преткновения)
http://alex-zhibrik.blogspot.com/2010/04/blog-post_20.html

"В чем проблема отечественного протестантизма?"

Алесь Дубровский
доцент, кандидат филологических наук
г.
Минск, Республика Беларусь

В № 4 газеты Мирт за 2007 год была опубликована статья А. Суховского Протестантизм и русская культура.
Автор поднял чрезвычайно важную проблему, но предложил на удивление упрощенное решение.
Оказывается, главная проблема – в антиэстетизме.
С церковной кафедры произносятся слова, исполненные глубокого смысла, но лишенные всякого изящества, – пишет А. Суховский.
Признание отечественных протестантов в антиэстетизме не ново.
И признаемся мы в этом без всякого стеснения.
Более того, в этом даже видится некая Позиция – с большой буквы.
О, если бы только в этом была наша проблема! Антиэстетизмом (несколько в ином смысле) страдали и русские футуристы, что не помешало им самим стать классикой.
Увы, проблема глубже.
Я не русский баптист, а белорусский пятидесятник, на что прошу сделать определенную скидку, но большой разницы в данном случае нет.
Так случилось, что я имел возможность наблюдать те проблемы, о которых буду говорить, изнутри и весьма близко.
Слава Богу, на свою церковь я не обижен и очень благодарен Господу, что Он меня в нее привел 14 лет назад.
Уже после этого я получил два высших образования – светское и богословское, ученую степень кандидата филологических наук и звание доцента.
Мой пастор – бывший водитель автокрана, но я мало видел столь же интеллигентных и мудрых людей, как он.
Однако, кроме своей поместной церкви, мне пришлось понаблюдать более широкий протестантский контекст, если можно так выразиться.
И вот к каким выводам я пришел.
Официальный отечественный протестантизм страдает более чем антиэстетизмом – он страдает антиинтеллектуализмом.
Сам разум объявляется нашими евангельскими христианами чем-то подозрительным.
По сути, дошло даже до того, что не просто наука и искусство стали ненужными и нежелательными явлениями для отечественной протестантской идеологии – ненужным оказалось богословие! Я видел закрытие дневного отделения Теологического института Союза ХВЕ в Республике Беларусь – закрытие за ненадобностью! Все же прочие формы богословского образования в крупнейшей протестантской конфессии Беларуси были доведены до плачевного состояния.
И это сделали не какие-то недоброжелатели – это делалось собственными руками.
Отечественные евангельские епископы в принципе превратно понимают сущность богословия.
Для них это вовсе не комплекс сложных высокоразвитых наук, а просто церковная догматика, раз и навсегда данная и неприкосновенная.
Конфессиональное руководство элементарно боится богословского образования (я работал в этой сфере и все видел воочию).
Откуда же берется антиинтеллектуализм отечественных протестантов? И здесь мы сталкиваемся с самой болезненной проблемой.
Корень проблемы – в глубинной конфессиональной идеологии, в самой богословской ориентации.
Фундаменталистский консерватизм наших протестантских объединений – это священная корова.
На страницах евангельских изданий – самых прогрессивных – можно обсуждать вопросы культуры (о, эта пресловутая культура!), этики (хотя, как эти вопросы обсуждаются – отдельный разговор), даже политики (но тут между Россией и Беларусью есть существенные различия), а вот обсуждать генеральную линию принятого типа богословствования нельзя: это запретная тема.
Что такое фундаментализм – вопрос объемный, и, честно говоря, я с трудом представляю форму и саму возможность обсуждения этой темы даже на страницах Мирта.
Выскажу только несколько мыслей.
Евангелистский фундаментализм как зеницу ока охраняет традиционную догматику и ничего так не боится, как любого вторжения в эту область.
Но ведь единственная возможная форма этого охранительства – по принципу страуса, прячущего голову в песок.
Нельзя изучить современную библеистику, прочитать и понять классиков современного богословия и при этом остаться фундаменталистом.
Остаться можно только в том случае, если не прочитать или не понять.
Вспомним Т. Куна: представитель старой парадигмы в принципе не понимает представителя новой.
Понять – значит самому измениться.
А ведь здесь мы имеем дело именно с парадигмальным сломом.
Догматический традиционализм прячет голову в песок перед лицом современного мира.
Антиинтеллектуализм – это спасение для такого мышления.
Но это погибель для подлинной христианской миссии.
Ибо миссионерская Церковь стремится быть понятой современниками (А. Суховский говорит золотые слова об адекватности времени).
У нас есть коронный аргумент в пользу нашего богословского традиционализма:

Но ведь именно традиционализм, фундаментализм, является последим оплотом нравственности.
Вот и А. Суховский утверждает, что отечественный протестантизм является носителем высочайших этических ценностей.
А не много ли комплиментов мы себе делаем? Может, нужно просто оглянуться и убедиться в том, что в евангельских церквах такие же люди, как и везде? Да, здесь осуждается пьянство, разводы и прочие морально неприглядные явления.
Но не превратилось ли наше понимание этики в набор довольно простых штампов? С тем же успехом, с которым на словах проповедуется внешняя нравственная чистота, на практике демонстрируется ханжество, фарисейство, осуждение ближнего и т.д.
Наша конфессиональная высокоморальность – миф, который мы сами создали и в который сами уверовали.
Подлинная христианская этика отнюдь не привязана к фундаменталистской богословской парадигме.
Вернусь к тому, с чего начал.
Эстетизм и антиэстетизм… В иных конфессиях можно за внешним благолепием спрятать внутреннюю пустоту.
В протестантизме ни за чем не спрячешься.
В иных конфессиях можно удерживать паству страхом, ибо нет спасения вне единой апостольской непогрешимой… В подлинном протестантизме и это невозможно (я не говорю о церквах, возомнивших себя единственными истинными представителями христианства и оперирующих фразами, недопустимыми в настоящей евангельской церкви).
Но отнюдь не из-за антиэстетизма интеллигенция сегодня действительно уходит из евангельских церквей.
Скажу поразительную вещь, но подлинный мотив совсем иной: людям просто жалко времени.
Люди, жизнь которых по долгу службы заполнена смыслами, приходя в церковь, жаждут Высших Смыслов.
А встречают приевшиеся штампы.
Изящество проповеди – самая последняя проблема.
Нелогично сокрушаться о форме, когда само содержание – в плачевном состоянии.
И никаким образованием, и никакой эстетикой эту проблему не решить.
И наоборот: отсутствие диплома – не помеха для понимания того, что не заключается истина Божья в слепом следовании догматической традиции.
Один бывший водитель автокрана это понял с легкостью, а некоторые доктора богословия, носители епископского сана, проявляют чудеса непонимания.
HYPER13 PAGE HYPER15 1