• Название:

    История вопросы 11 18

  • Размер: 0.16 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Вопрос 11:

Общественное (социальное) устройство Древнерусского государства к.
IX – н.
XII вв.
Русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе.
Там не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой.
О наличии в России в это время социальных классов можно говорить только с оговоркой (Г. В. Вернадский).
Основные социальные группы этого периода:
1) высшие классы — князья, бояре и другие собственники больших земельных
имений, богатые купцы в городах;
2) средний класс — купцы и мастера-ремесленники (в городах), владельцы средних
и небольших имений (в сельской местности);
3) низшие классы — беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли.
Кроме свободных людей, в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники.
На вершине социальной лестницы находились князья во главе с великим князем киевским.
С середины XI в. на Руси появляются удельные княжества — отчины отдельных князей.
Это, например, Черниговское, Переяславское, Смоленское и другие княжества.
Отчины были собственностью всего княжеского рода.
Они наследовались в соответствии с очередью.
Кроме княжеских бояр — воевод, наместников областей, существовала и родоплеменная аристократия — нарочитая чадь: дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп.
Они тоже ходили в заморские походы с киевскими князьями, но были тесно связаны с определенной территорией, на которой испокон века стояли их укрепленные городища с богатыми угодьями (Т. В. Черникова).
В целом бояре были группой, разнородной по своему происхождению.
Основу ее составляли потомки старой клановой аристократии антов.
Некоторые из бояр, особенно в Новгороде, произошли из купеческих семей.
С ростом княжеской власти в Киеве важным фактором формирования класса бояр стало княжеское окружение.
Дружина включала норманнов и славян, а также рыцарей и искателей приключений других национальностей, таких как осетины, черкесы, мадьяры и турки, — тех, кто жаждал воинской славы и богатства под знаменем киевского князя.
В IX—X вв. купцы были тесно связаны с княжеской властью, поскольку собиравшие дань князья сами организовывали торговые экспедиции по сбыту этой дани в Царьграде или где-нибудь на Востоке.
Позднее появились и частные купцы.
Значительная их часть являлась мелкими торговцами (по типу позднейших коробейников).
Богатые купцы осуществляли большие операции внутри и за пределами Руси.
Менее богатые купцы основывали собственные гильдии или соединялись в семейные компании.
Ремесленники каждой специальности обычно селились и торговали на одной улице, формируя собственное объединение или уличную гильдию.
Иными словами, ремесленники объединялись в профессиональные группы того или иного типа, которые позже стали известны как артели.
С ростом церкви появилась новая социальная группа, так Называемый церковный народ.
К этой группе принадлежали не только духовенство и члены их семей, но и члены разного рода благотворительных учреждений, поддерживаемых церковью, а также освобожденные рабы.
Русское духовенство делилось на две группы: черное духовенство (т. е. монахи) и белое духовенство (священники и дьяконы).
По византийским правилам в русской церкви в епископы посвящались только монахи.
Вопреки практике римской церкви русские священники
обычно избирались среди желающих.
Свободное население Руси обычно именовалось люди.
Основную его массу составляли крестьяне.
В сельской местности традиционная большая семья-община (задруга) постепенно сменилась более мелкими семьями и индивидуальными собственниками земли.
Даже если несколько соседей владели землей сообща, каждый разрабатывал свой участок индивидуально.
В дополнение к землевладельцам-общинникам была еще группа крестьян, сидевших на государственных землях, известных как смерды.
Это были пока еще свободные люди, находившиеся под особой защитой и особой юрисдикцией князя.
За пользование наделом платили натурой оброк и выполняли работы: извоз, строительство или ремонт домов, дорог, мостов и т. д.
Они должны были платить государственный налог (так называемую дань), которую не выплачивали ни жители города, ни землевладельцы среднего класса.
Если у смерда не было сына, земля возвращалась князю.
К зависимой категории крестьянства относились закупы — люди, взявшие купу (в долг).
Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом резы (проценты), человек становился опять свободным, если нет — холопом.
В вотчине работали на барской запашке или в доме господина под надзором рядовичей.
Рядовичи — люди, поступившие на службу по ряду (договору).
Самыми бесправными членами общества были холопы и челядь.
Рабство в Киевской Руси было двух родов — временным и постоянным.
Последнее, известное как полное рабство, было наследственным.
Главную массу временных рабов составляли военнопленные.
В конце
концов, военнопленные получали освобождение за выкуп.
Если кто-то не был способен его оплатить, то оставался в распоряжении захватившего его, а то, что он заработает, засчитывалось в счет выкупа.
Когда набиралась вся сумма, военнопленный освобождался.
Полные рабы считались имуществом своего хозяина и могли покупаться и продаваться.
Некоторые из них использовались в семейном ремесле, остальные работали в поле.
Были случаи, когда рабы-ремесленники достигали определенного уровня искусства и постепенно становились способными уплатить за свою свободу.
С другой стороны, если свободный человек
терял свою собственность в результате набега степных кочевников или по другой причине и оказывался в отчаянном положении, он мог отдать себя в рабство (этим актом он, конечно, исключал себя из рядов граждан).
Он имел и другой выбор: занять деньги под работу на своего
кредитора и выплачивать ему.
Это делало его полусвободным, временно связанным со своим кредитором.
Если ему удавалось выполнить свои обязательства, его гражданские права восстанавливались; если он нарушал соглашение и пытался скрыться от своего хозяина, он становился рабом последнего.

Вопрос 12:

Экономические отношения в древнерусском обществе к.
IX – н.
XII вв.
Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло.
Главную роль в хозяйстве Киевской Руси играло земледелие.
Хлебопашество было основным занятием для 90% населения.
Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольной, что обусловливает захват общинных земель богатыми и знатными людьми.
Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному земледелию при складывании отношений личной и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер.
Следует отметить, что термин феодализм во многом условен, так как феод (позднелат. feodum) — только одна из форм средневековой собственности в западноевропейском регионе.
Тем не менее под феодализмом следует понимать аграрное (доиндустриальное) общество эпохи Средневековья и начала Нового времени, для которого характерны:
1) сочетание крупной земельной собственности с подчиненным ей мелким крестьянским хозяйством;
2) владение землей — привилегия людей, несущих военную или государственную службу;
земля становится основным средством извлечения богатства;
3) натуральный характер хозяйства;
4) корпоративная (сословная) организация как правящего слоя, так и непосредственных производителей (крестьян, ремесленников);
5) господство религии в духовной сфере, т. е. в культуре, идеологии, мировоззрении людей.
Процесс развития феодализма во всех раннесредневековых государствах Европы был однотипен (в том числе и на Руси).
Во-первых, на начальном этапе развития феодальных отношений непосредственные производители были подчинены государственной власти.
Последняя опиралась на служилую знать правителя (короля, князя), совпадающую в основном с государственным аппаратом.
Основной формой зависимости крестьян были государственные подати: поземельная подать (дань), судебные подати (виры, продажи) и т. д.
Во-вторых, постепенно происходит складывание индивидуальной крупной земельной собственности (так называемая сеньориальная, или вотчинная).
В современной исторической науке существуют две основные концепции, по-разному трактующие вопросы политического, социального и экономического устройства древнерусского государства.
1. Согласно концепции дофеодального характера общественного строя Киевской Руси социально-экономическую основу древнерусского общества составляли общинное землевладение и свободные крестьяне-общинники (И. Я. Фроянов).
Существовало и частное землевладение — вотчины князей, бояр, церкви.
На них трудились рабы и полусвободное население.
2. Большинство историков относят Киевскую Русь к раннефеодальным государствам, соглашаясь с концепцией Б. Д. Грекова.
Согласно этой концепции крупная феодальная собственность на землю складывалась на Руси в X—XII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений.
Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т. е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи), но и передаваемая по наследству.
Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но и становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину.
Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.
Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в Русской Правде — подлинном своде древнерусского феодального права.
Этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм, а именно:
— Древнейшая Правда или Правда Ярослава;
— Закон Русский;
— Дополнения к Правде Ярослава (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.);
— Правда Ярославичей (Правда Русской Земли, утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого);
— Устав Владимира Мономаха, включавший Устав о резах (процентах), Устав о закупах и др.;
— Пространная Правда.
Основной тенденцией эволюции Русской Правды стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, от определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права.
Степень несвободы определялась экономическим положением крестьянина: смерды, рядовичи, закупы — землевладельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодалов, отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях.
В Правде Ярославичей нашло отражение устройству вотчины как формы земельной собственности и организации производства.
Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор.
Управлял вотчиной огнищанин — княжеский
дворецкий.
Княжеский подъездной занимался сбором налогов.
Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты.
Вотчинное хозяйство носило исключительно натуральный характер: все необходимое для жизни производилось внутри вотчины и потреблялось ее обитателями.
Природные условия России способствовали развитию скотоводства.
Многие статьи Русской Правды охраняют права владельца скота, наказывая татя (вора) вирой.
Правда, и здесь наблюдается социальное неравенство: конь князя защищен большим штрафом, чем конь смерда.
С IX по XI в. происходил процесс отделения ремесла от сельского хозяйства.
Хотя основная масса бытовых вещей изготавливалась в крестьянских домах и хозяйство оставалось натуральным, в городах уже действовали ремесленные мастерские, работавшие в основном на заказ, а иногда менявшие или продававшие свою продукцию на рынке.
В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесел (плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др.).
Искусство металлургии также достигло сравнительно высокого уровня.
Хорошо было развито и строительство.
В Северной Руси дома делались из дерева, которое имелось в изобилии.
В X и XI вв. на Русь из
Византии перешло мастерство каменной кладки.
Рост состоятельности у высших классов выражался в тяге к некоторой утонченности жизни и стремлении к роскоши.
Вошли в моду пышные наряды.
Новые потребности частично удовлетворялись ввозом товаров, но одновременно совершенствовалось отечественное ремесло.
Шерстяная одежда также производилась в Киевской Руси, она использовалась большей частью зимой.
В Северной Руси во время долгой и суровой зимы была необходима меховая одежда.
Это стимулировало и охоту на пушных зверей, и изготовление меховых изделий.
Киевская Русь славилась своими городами.
Сначала это были крепости, политические центры.
Обрастая новыми посадами, становились основой ремесленного производства и торговли.
В X—XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров:

Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.
В. О. Ключевский называл Древнюю Русь торговой, городовой.
Этим он подчеркивал значение городов и торговли в жизни русского общества IX— XII вв.
Свидетельством важности торговли в этот период являлась возросшая роль рынков в жизни каждого города.
Торговля имела не меньшее значение, чем политическая жизнь и управление, все официальные объявления делались в торговых местах.
Там же продавались и покупались всевозможные товары, а раз в неделю созывалась местная ярмарка.
Интересно, что внутренняя торговля на Руси, особенно в IX—X вв., носила преимущественно меновый характер.
Затем наряду с обменом появляется и денежная форма.
Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (мех куницы).
Русская Правда упоминает и металлические деньги.
Главной счетной металлической единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы).
Просуществовав на древнерусском рынке до XIV в., эта денежная единица была вытеснена рублем.
Чеканка своей монеты на Руси началась в X—XI вв., наряду с ней имели хождение и иноземные монеты.
Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобретали внешние экономические связи.
Русских купцов хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии.
Среди пяти важнейших магистральных торговых путей—царьградско-византийский, закаспийско-багдадский, болгарский, регинсбургский и новгородско-скандинавский — наибольшее значение вначале имели первые два.
На Руси купцами и ростовщиками велись большие кредитные операции.
Многие взаимные расчеты, пока не набегала гривна, записывались.
Об этом свидетельствуют древние берестяные грамоты, найденные в Новгороде.
Большинство из них представляет собой записки типа:

Такой-то мне должен... Причем писали их обыкновенно горожане.
И это в то время, когда французский король Генрих I не мог написать даже собственное имя. Вопрос 13:

Язычество и христианство: определения и характерные черты.

Христианство (от греч.
Christs, буквально — помазанник), одна из т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом).
Х. распространено в странах Европы, Америки, в Австралии, а также, в результате активной миссионерской деятельности, — в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока.
Точные данные о численности последователей Х. отсутствуют; согласно официальной церковной статистике (обычно завышающей число приверженцев), Х. исповедует около 1025 млн. чел. (1975).
Х. (наряду с иудаизмом и исламом) относится к монотеистическим религиям.
Главные идеи Х.: искупительная миссия Иисуса Христа; предстоящее второе пришествие Христа; страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.
Характерные черты христианства
Христианский Бог дал заповеди Своим детям - людям.
Исполняя заповеди, человек становится праведным, имея надежду попасть в рай.
В христианстве важно исполнение заповедей, а не обычаев и ритуалов (как это было в язычестве).
В христианстве нет никаких предопределений - человек сам себе хозяин.
Заповеди христианские не трудные и очень понятные: люби отца своего и мать; это и у славян всегда было.
Не кради, не убивай, не присваивай чужого, - это тоже было им понятно и близко.
Судьями человека стали совесть и Бог, Который все видит и знает.
Перед Богом можно каяться и просить прощения.
Христианство учит человека сдерживать свои плохие наклонности, отказываться от того, что хочется, во имя заботы о других и о семье.
Такие люди, воспитанные христианской верой, умеющие властвовать над своими желаниями и страстями, с закаленным характером, с твердой волей и являются настоящими христианами.
Необходимо было отказаться от многоженства во имя сплоченной семьи.
Без крепкой семьи не может быть крепкого государства.
Семья - это основная ячейка в государстве.
Работать над собой, развивать свои дарования, "свои таланты", как говорит главная христианская книга Евангелие.
Доминирующим началом русский человек считал добро; зло же, как предполагалось, существует в ограниченном масштабе для проверки человека.
Зло осуществляет себя в насилии и разрушении, добро - в милосердии и в созидательной человеческой деятельности.
Важнейшая форма такого созидания - творчество в сфере духовной культуры.
Язычество
Язычество - это религиозная форма освоения человеком мира.
Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков.
Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов.
Человек жил в мифологической картине мира.
В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив.
Характерные черты богов русского язычества
Верховный Бог - Род не является персонифицированным, ибо нельзя в какой-либо форме отобразить всё и сразу.
Знаком почтения Роду является соблюдение по жизни Законов Рода - суть которых Боги, Детей Рода.
Обращение к Роду возможно только посредством обращения к Его определённой части, то есть к определённому Богу Яви (Явленного Свету), Нави (Нового Света) или Прави (Законов Рода).
Боги блюстители Яви
Мать Сыра Земля, Ярило и Волос.
Прежде других Богов обращаются к Матери Сырой Земле, ибо Она ближе всего к человеку, будучи местом его существования, находящимся прямо под ногами.
Это Богиня жизни Земной.
Знаком почтения Матери Сырой Земле является поклон.
Это единственная Сущность, коей, как и усопшим, кои не могут подняться, поклоняется Русский Человек, но не в знак покорности, а дабы коснуться Её рукой, скрепляя этим жестом Путь от Сердца к Земле.
Обращение к Матери Сырой Земле проводится воззванием к самой Земле.
Достойней других Богов обращение к Отцу Небесному Яриле, Суть которого Солнце, с вечно молодым Земным воплощением - в Огне, коему неведом возраст.
Это Бог жизни Земной.
Знаком почтения Яриле, который может производиться только стоя, является аналогичный жест, как и к Матери Сырой Земле - от Сердца, но уже к Солнцу.
Обращением к Яриле является любой ритуальный Огонь, будь то пламя крады или свечи, кое являются плотью Земного Ярилы.
Важнее других Богов обращение к Волосу, старшему из Богов - повелителю Мира, Суть которого во всём зримом Родом людским.
Это Бог богов Земных и всего сущего в Мироздании.
Знак почтения Волосу - аналогичен как Роду, ибо это первое из Его воплощений.
Прямое обращение к Волосу доступно лишь просвещённым людям, кои блюдут своё таинство связи, либо старшему в семье или роде, чей возраст по статусу равен Богу сему.
Все Блага Мира во Власти Волоса, но чужда и враждебна Ему корысть в помыслах людских.
Эта Священная Троица - высшая во всех отношениях и более чем достаточная для любого обращения.
Эту категорию Богов можно охарактеризовать - как Блюстителей Яви.
Боги блюстители Нави, Велес, Лада, Хорс, Макошь, Святовит и Заря. Вопрос 14:

Причины и пути христианизации Руси.
Обращение в христианство — одна из наиболее важных вех в истории русского народа.
Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культуры, в то время как в зарубежной литературе этот факт признавался решающим и первостепенным для образования киевской государственности.
Современные историки рассматривают это событие в русле синтеза цивилизационного и классового подходов и подчеркивают особую роль православия в формировании восточнославянской цивилизации (Г. Н. Сердюков).
В древнерусском обществе длительное время существовали обычаи и ритуалы,
связанные с культом природы и мертвых, но постепенно они уступили место более
организованному культу с присущей ему внутренней иерархией различных божеств.
Каждый союз племен имел своего главного бога.
Но процесс создания древнерусского единого государства объективно требовал
установления определенной религиозно-идеологической общности и превращения Киева в религиозный центр славян.
В 980 г. князь Владимир предпринял попытку официально перейти к единобожию на основе культа Перуна, но из-за сопротивления союзных племен, поклонявшихся другим богам, реформа не удалась.
После этого князь обратился к мировым религиям: христианской, магометанской и иудейской.
Выслушав представителей этих культов, князь, как писал летописец Нестор, сделал выбор в пользу христианства, учитывая, что это давало выход как в Византию, так и в Рим.
В рассматриваемый период христианская, магометанская и иудейская конфессии боролись за влияние на славянских землях.
Выбирая христианство, киевский князь учитывал, что римская церковь требовала подчинения светских правителей, в то время как православный константинопольский патриарх признавал:
1) определенную зависимость церкви от государства;
2) допускал использование различных языков в богослужении, а не только латыни.
Была учтена также географическая близость Византии и принятие христианства родственными русичам болгарскими племенами.
Кроме того, внимание Владимира привлекло в православии наличие многих праздников и пышность богослужения.
Процесс принятия христианства имел интересную историю.
Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к IX в.
Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга.
В Киеве имелась христианская община и церковь Святого Ильи.
В 987 г. византийский император Василий II упросил Владимира помочь ему подавить восстание Варды Фоки и Варды Склира в Малой Азии.
Князь оказал помощь на том условии, что сестра императора Анна будет отдана ему в жены.
Это условие было принято в обмен на обещание принять христианство.
Кстати, близкие родственные отношения правящих династий, в свою очередь, исключали вассальную зависимость молодого русского государства от византийского центра христианства.
В 988 г. князь Владимир обращается в христианскую веру, и она приобретает статус
государственной религии на территории Киевской Руси.
Распространение христианства шло как путем убеждения, так и путем принуждения, встречая сопротивление обращаемых в новую религию.
Некоторые люди рвали на себе волосы и плакали, глядя, как дружинники сбрасывали в Днепр деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами и толкали его шестами, чтобы не смел пристать к берегу, до днепровских порогов.
Дядя великого князя Добрыня крестил Новгород мечом и огнем.
Каменного идола утопили в Волхове.
Правда, вплоть до XX в. путешественники кидали утопленнику монетку, дабы этот, теперь уже подводный, властитель не причинил им зла (Т. В. Черникова).
А на крещеной Руси до XIV в. в лесных дебрях тайно горели костры и священнодействовали около них языческие жрецы — волхвы.
На протяжении последующих веков в сельских местностях существовало двоеверие — своеобразное совмещение прежних представлений о мире сверхъестественного, языческих курганов, буйных праздников родной старины с элементами христианского мировоззрения.
Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.
Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — десятину
(термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения).
Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним.
Кафедра митрополита, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер — печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны.
В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей.
В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.
Значение принятия христианства:
1) принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное
единство Киевской Руси.
Божий слуга — государь был по византийским традициям и
справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы;
2) произошло изменение статуса Руси в системе международных отношений.
Русь
стала цивилизационным субъектом, придерживающимся общепризнанных норм и правил поведения;
3) Киевская Русь вошла в византийскую эйкумену и начала усваивать древнюю
иудеохристианскую культуру.
Это привело к расцвету Киевского государства и
распространению новой культуры, что проявилось в строительстве церквей и обретении письменности.
Важную роль сыграло присутствие образованных болгар, бежавших в Киев после завоевания их страны Византией.
Вводя в практику кириллицу, они передали и свои знания.
Старославянский язык стал языком культа и религиозной литературы.
На основе синтеза этого языка и восточнославянской языковой среды сформировался древнерусский итературный язык, на котором были написаны Русская Правда, летописи, Слово о полку Игореве.
Среди монахов появились врачи и учителя.
При монастырях начали открываться школы;
4) принятие христианства привело к смягчению нравов: на грабеж и убийство стали
смотреть как на величайшие грехи, а прежде они считались признаком доблести.
Христианская мораль ограничивала (как правило, только на словах) алчность богатых, заставляла их видеть в простолюдинах и даже в рабах людей;
5) христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее
получившем название православие, т. е. истинная вера.
Русское православие ориентировало человека на духовное преображение и оказало огромное влияние на формирование менталитета (общественного сознания) древнерусского общества.
В отличие от католичества оно в большей мере было художественно-культурной, эстетической системой ценностей, чем политической.
Православную церковь характеризовала свобода внутренней жизни, устраненность от светской власти;
6) распространилось православное мировоззрение — стремление к пониманию смысла
жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве.
Традиционное сострадание русского народа получило свое утверждение в христианстве, в его внимании к нищим, больным и убогим, в требовании помогать человеку, попавшему в беду.
В целом выбор византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития российской цивилизации.
Постепенно в стране складывались политические, экономические и культурные традиции, подобные византийским:
— авторитарная государственная власть, господствующая над церковью и
обществом;
— преобладание в церковных функциях поучения человека, а не объяснения мира;
— стремление воплотить в мирской жизни божественный идеал.
Однако Русь не была пассивным объектом приложения византийской культуры.
Приобретая византийское наследие, она и сама оказывала сильное влияние на политическую организацию общества.

Вопрос 15:

Процесс христианизации и его значение для русского государства.
Процесс христианизации Руси
Между крещением князя Владимира и крещением всей Русской земли прошло немало времени.
Лишь B 990 г.
Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси.
Это было большое испытание для народа, особенно на Севере, где язычество было в большей силе и где языческие волхвы являлись выразителями умонастроения людей.
Вначале крещение приняло население Киева.
В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном.
На следующее утро все жители города явились к реке.
Там все они — мужчины, женщины, дети — вошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения.
Тут же великий князь приказал начать строительство церквей.
Первую из них — церковь святого Василия — он указал поставить на холме, где прежде возвышалось изображение Перуна.
Следом за ЭТИМ началось обращение в христианство других русских городов и земель.
Этот процесс занял несколько лет.
Христианизация Новгорода была поручена дяде князя Добрыне.
Языческий Новгород выступил против прихода Добрыни со священниками и крестами.
Лишь после ожесточенных стычек, в ходе которых язычники разгромили двор Добрыни и убили его близких, новгородскому наместнику удалось сломить сопротивление восставших.
Много людей было жестоко наказано.
С таким же трудом вводилось христианство в Ростове и других землях.
В сельских, лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции.
Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов, но и другими путями.
В Киев из Византии привозились иконы, священные книги; был организован их перевод на славянский язык, повсюду воздвигались христианские храмы.
Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке.
Это приближало новую религию к народу, делало ее частью его духовной жизни, быта и культуры.
Владимир не мог не учитывать и еще одной особенности византийской церковной организации.
Во главе ее стоял не церковнослужитель, как римский папа, а глава светской власти — император, ему подчинялся патриарх.
Эта традиция переносилась на Русь.
В 996 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси — каменного собора святой Богородицы.
Строилась и украшалась эта церковь греческими мастерами и иконописцами.
В этот собор Владимир передал церковную утварь и иконы, вывезенные из Херсонеса.
Службу там вели херсонесские священники во главе с Анастасом.
Возможно, он встал во главе всей русской церковной организации в качестве митрополита независимо от санкции константинопольской патриархии.
Тем самым Владимир как бы подчеркивал независимость русской церковной организации.
На содержание этого храма Владимир дал десятую часть княжеские доходов.
Поэтому с тех пор церковь стала называться Десятинной.
Вместе с христианством на Русь пришла грамотность, стали создаваться первые школы.
Туда Владимир приказал забирать детей из нарочитых, т. е. богатых, семей.
Со страхом и плачами отдавали матери в учение своих детей, не ведая, для чего все это делается.
Последствия принятия христианства.
Могущество церкви основывалось прежде всего на ее быстро увеличивающихся материальных средствах.
Еще князь Владимир Святославович установил "десятину" - отчисление десятой части княжеских доходов в пользу церкви; этот же порядок поддерживался и другими князьями.
Церквам принадлежали крупные недвижимые имущества, многочисленные села, слободы и даже целые города.
Киевская Десятинная церковь владела городом Полонным, Владимирский успенский собор - городом Гороховцом и т.д.
Опираясь
на материальные богатства, церковь приобрела большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения.
Политические и экономические последствия
После принятия христианства всестороннее влияние на русскую жизнь – экономическое, политическое, духовное и культурное, стала со временем оказывать церковь.
Церковь получила обширные земли, на которых стала организовывать собственное хозяйство; в-первую очередь это относится к монастырям.
В монастырях было немало монахов, которые вели высоконравственную жизнь, становились подвижниками христианской идеи и христианской морали.
Тем самым они оказывали сильное духовное и религиозное влияние на окружающий мир.
С течением веков, укрепившись в экономическом смысле, воспитав из русской среды высокообразованные кадры, церковь стала оказывать все большее влияние на политическую жизнь страны.
Некоторые крупные церковные иерархи—митрополиты, епископы участвовали в государственных интригах, поддерживали того или иного князя в политической борьбе.
Однако церковь старалась быть выше мелких политических интересов, и её лучшие представители выступали за единство Руси, против междоусобиц.
Известно немало случаев, когда видные церковные деятели выполняли миссии миротворцев, возглавляли общерусские патриотические движения, обличали князей за их корыстолюбие, эгоизм, политическую ограниченность, трусость.
Принятие христианства содействовало завершению объединения восточных славян, укрепило международный престиж Руси, повлияло на развитие политических и правовых отношений в Древней Руси.
Русь признали цивилизованным государством.
Стало возможным заключение династических браков между православными странами.
Культурные последствия.
Влияние христианства на российскую культуру было чрезвычайно многосторонним. Вместе с христианской верой из Византии и Болгарии на Русь пришли искусство каменной архитектуры и иконописи; книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета;

Палеи;

Торжественники; богослужебная литература - многочисленные Часословы, Требники, Служебники, Тропари, Триоди - Цветная и Постная;

Паремийники, Лествицы, сборники христианских проповедей - Златоусты, Златоструи и Маргариты; жития святых, а также некоторые светские произведения - повести, романы и исторические хроники.
Из церковных книг древнерусские люди узнавали о новых нормах морали и нравственности, получали исторические и географические сведения, информацию о живой и неживой природе.
Древнерусскому государству требовалось много грамотных людей - для службы у князя, управления государством, связи с чужими землями, торговли.
Судя по летописям, князья того времени не только были знакомы с иностранными языками, любили собирать и читать книги, но и проявляли заботу о создании школ.
При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях.
Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи.
Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов.
С приходом христианства все языческие обряды стали преследоваться как греховные.
Однако вытравить вековые обычаи, вошедшие в плоть и кровь, оказалось невозможно.
И тогда церковь как бы ''окрестила'' языческий обряд, включив его в пасхальный цикл.
Так, до сих пор сохранился обычай предков приносить на могилу предков дары: крашенные яйца, куличи и т.д.; сама пасха как праздник пришла к нам из языческих времен.15
Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением.
Сохранился и праздник Масленицы, который и доныне отмечается перед Великим постом.
Веря в Христа и святых угодников, представители всех слоев общества, но особенно простой люд, продолжали считаться с домовыми и лешими, русалками и упырями.
Святой Илья-пророк очень напоминал Перуна, а святой Власий, покровитель скотоводства, сливался с древним Велесом.
Как писал известный исследователь восточнославянского язычества Е. В. Аничков, ... песни и игры бесовские, всевозможные пиршества: тризны, брачные пиры, праздничный разгул, скоморошество, а отсюда вся целиком народная поэзия всегда и церковью и фольклористами и историками литературы признавались последним приютом язычества.
Мифы просто перешли из разряда священных знаний, место которых заняла христианская догматика, в разряд обыденных представлений, превратившись в былины, обрядовые песни, заговоры, сказки и т. п.
Вопрос 16:

Определение и причины политической раздробленности русского государства.

Причины раздробленности.
Согласно общепринятой точке зрения с середины XI—начала XII в.
Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории — эпоху политической и феодальной раздробленности.
Киевская Русь была обширным, но нестабильным государственным образованием.
Племена, вошедшие в ее состав, долгое время сохраняли свою обособленность.
Отдельные земли при господстве натурального хозяйства не могли образовать единого экономического пространства.
Кроме того, в XI— XII вв. возникают новые факторы, способствующие раздроблению этого неустойчивого государства.
1. Главной силой разъединительного процесса выступило боярство.
Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле.
Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть.
2. Рост населения и соответственно военного потенциала различных областей Руси стал основой для образования ряда суверенных княжеств.
Возникали междоусобицы князей.
3. Постепенный рост городов, торговли и хозяйственное развитие отдельных земель привели к потере Киевом исторической роли в связи с перемещением торговых путей и
появлением новых центров ремесла и торговли, все более независимых от столицы русского государства.
4. Произошло усложнение социальной структуры общества, зарождение дворянства.
5. Наконец, распаду единого государства способствовало отсутствие серьезной внешней угрозы для всей восточнославянской общности.
Позднее эта угроза появилась со стороны монголов, но процесс обособления княжеств зашел к тому времени уже слишком далеко.
Реально эти процессы проявились в середине второй половины XI в.
Князь Ярослав Мудрый незадолго до смерти (1054) разделил земли между пятью своими сыновьями.
Но сделал он это так, что владения сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно.
Ярослав пытался решить подобным образом сразу две проблемы:
— с одной стороны, он стремился избежать кровавых усобиц между наследниками, обычно начинавшихся после смерти киевского князя: каждый из сыновей получал земли, которые должны были обеспечить его существование как владетельного князя;
— с другой стороны, Ярослав надеялся, что его дети будут сообща защищать общерусские интересы, связанные прежде всего с обороной границ.
Великий князь не собирался разделять единую Русь на самостоятельные, независимые государства; он рассчитывал лишь, что теперь ею, как единым целым, будет управлять не один человек, а весь княжеский род.
Не вполне ясно, как именно обеспечивалось подчинение разных земель Киеву, как
распределялись эти земли между князьями.
Описанный еще историками XIX в. принцип
постепенного (поочередного) перемещения князей с одного престола на другой был скорее идеальной схемой, чем практически функционировавшим механизмом (А. Головатенко).
С. М. Соловьев, анализируя политическое устройство Руси после Ярослава Мудрого
(1019—1054), пришел к выводу, что подвластные великому князю земли не дробились на отдельные владения, а рассматривались как общее достояние всего рода Ярославичей.
Князья получали во временное управление какую-либо часть этого общего владения — тем лучшую, чем старше считался тот или иной князь.
Старшинство, по замыслу Ярослава, должно было определяться следующим образом: за властвующим киевским великим князем шли все его братья; после их смерти их старшие сыновья наследовали отцовские места в веренице князей, постепенно продвигавшихся от менее престижных престолов к более значимым.
При этом на титул великого князя могли претендовать только те князья, чьи отцы успели побывать на столичном княжении.
Если же какой-то князь умирал прежде, чем наступала его очередь занять престол в Киеве, то его потомки лишались права на этот престол и княжили где-нибудь в провинции.
Такая система лествичного восхождения — очередной порядок наследования (В. О. Ключевский), была очень далека от совершенства и порождала постоянные распри между братьями и детьми князей (старший сын великого князя мог занять отцовский престол только после смерти всех своих дядьев).
Споры о старшинстве между дядьями и племянниками были частым явлением на Руси (уже Московской) и в более поздний период, пока в XV в. там не установился порядок передачи власти от отца к сыну.
При каждом удобном случае Ярославичи норовили нарушить очередность — разумеется, с пользой для себя или своих ближайших родственников, союзников.
Лествичная схема оказалась нежизнеспособной; запутанный порядок наследования был поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди за властью, приводило к тому, что они обращались за помощью к венграм, полякам, половцам.
Таким образом, с 50-х гг.
XI в. шел процесс определения границ будущих самостоятельных земель.
Киев стал первым среди княжеств-государств.
Вскоре другие земли его догнали и даже опередили в своем развитии.
Сложилось полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, границы которых сформировались в рамках Киевской державы как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии.
В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия
которым дали стольные города:

Киевское, Черниговское, Переяславское, Мурманское,
Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тьмутараканское, Новгородская и Псковская земли.
В каждой из земель правила своя династия — одна из ветвей Рюриковичей.
Новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию.
В 1097 г. по инициативе внука Ярослава переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей.
На нем был установлен новый принцип организации власти на Руси — каждый да держит отчину свою.
Таким образом, Русская земля переставала быть совокупным владением целого рода.
Владения каждой ветви этого рода — отчины — становились ее наследственной собственностью.
Это решение закрепляло феодальную раздробленность.
Только позже, когда великим князем киевским стал Владимир Мономах (1113—1125), а также при его сыне Мстиславе (1126—1132) государственное единство Руси было на время восстановлено.
Русь сохраняла относительное политическое единство.
Начало периода раздробленности (и политической, и феодальной) следует считать с
1132 г.
Однако готова Русь к распаду была уже давно (не случайно В. О. Ключевский
определяет начало удельного периода, т. е. период самостоятельности русских княжеств, не с 1132 г., а с 1054 г., когда по завещанию Ярослава Мудрого Русь была поделена между его детьми).
С 1132 г. князья перестали считаться с великим князем киевским как с главой всея Руси (Т. В. Черникова).
Некоторыми современными историками термин феодальная раздробленность не употребляется для характеристики процессов, происходивших в русских землях в конце XI—начале XII в.
Основную причину раздробленности Руси они видят в образовании городов-государств.
Суперсоюз во главе с Киевом распался на ряд городов-государств, которые, в свою очередь, стали центрами земель-волостей, возникших на территории прежних племенных союзов.
Согласно этим взглядам Русь с начала XII в. вступила в период существования автономных общинных союзов, принявших форму городов-государств (И. Я. Фроянов).

Вопрос 17:

Характеристика новых государственных центров в период политической раздробленности.
Крупнейшими государственными центрами, на которые распалась Киевская Русь, не уступавшими по занимаемой территории крупным европейским государствам, стали Владимира -Суздальасая, Галицко-Волынская и Новгородская земли.
На северо-востоке Руси сформировалось крупное и независимое Владимиро-Суздальское (или Ростово-Суздальское, как оно называлось сначала) княжество.
Основные факторы, повлиявшие на становление богатого и могущественного княжества:
— удаленность от степных кочевников на юге;
— ландшафтные препятствия для легкого проникновения варягов с севера;
— обладание верховьями водных артерий (Волга, Ока), через которые шли богатые
новгородские купеческие караваны; хорошие возможности для экономического развития;
— значительная эмиграция с юга (приток населения);
— развитая еще с XI в. сеть городов (Ростов, Суздаль, Муром, Рязань, Ярославль и
др.);
— весьма энергичные и честолюбивые князья, возглавлявшие княжество.
Существовала прямая зависимость между географическими особенностями Северо-
Восточной Руси и становлением сильной княжеской власти.
Этот регион колонизировался (осваивался) по инициативе князей.
Земли рассматривались как собственность князя, а население, включая бояр, — в качестве его слуг.
Вассально-дружинные отношения, характерные для периода Киевской Руси, сменились княжеско-подданическими.
В результате в Северо- Восточной Руси сложилась вотчинная система власти.
Со становлением и развитием Владимиро-Суздальского княжества связаны имена Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого (1125—1157), отличавшегося стремлением расширить свою территорию и подчинить Киев (за это получил прозвище Долгорукий).
Он захватил Киев и стал великим князем киевским; активно влиял на политику Новгорода Великого.
Под влияние ростово-суздальских князей попали Рязань и Муром.
Юрий вел широкое строительство укрепленных городов на границах своего княжества (Ростов, Суздаль, Рязань, Ярославль и др.).
Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким.
Здесь 4 апреля 1147 г. состоялись переговоры Юрия с черниговским князем Святославом, привезшим Юрию в качестве подарка шкуру пардуса (барса).
На долю сына и преемника Юрия — Андрея Боголюбского (1157—1174), прозванного так за значительную опору на церковь, выпало объединение русских земель и перенос центра всей русской политической жизни из богатого боярского Ростова сначала в небольшой городок, а затем застроенный с небывалой скоростью Владимир-на-Клязме.
Были сооружены неприступные белокаменные ворота, возведен величественный Успенский собор.
В загородной резиденции Боголюбово темной июльской ночью 1174 г.
Андрей был убит в результате заговора бояр, во главе которого стояли бояре Кучковичи, бывшие владельцы Москвы.
Политику объединения всех русских земель под властью одного князя продолжил сводный брат Андрея — Всеволод Большое Гнездо (1176—1212), прозванный так за свое большое семейство.
При нем произошло значительное укрепление Владимиро-Суздальского княжества, ставшего сильнейшим на Руси и одним из крупнейших феодальных государств в Европе, ядром будущего Московского государства.
Автор Слова о полку Игореве, подчеркивая могущество Всеволода, писал, что его воины могут шлемами вычерпать Дон, а Волгу расплескать веслами.
Всеволод оказал влияние на политику Новгорода, получил богатый удел на Киевщине,
почти полностью распоряжался Рязанским княжеством и т. д.
Завершив борьбу с боярами, окончательно установил в княжестве монархию.
К этому времени опорой княжеской власти все больше становится дворянство.
Его составляли служилые, военные, дворовые люди, прислуга, зависевшие от князя и получавшие от него землю во временное пользование (поместье), денежно-натуральную плату или право сбора княжеских доходов.
Экономический подъем Владимиро-Суздальского княжества некоторое время продолжался и при сыновьях Всеволода.
Однако в начале XIII в. происходит его распад на уделы:

Владимирский, Ярославский, Угличский, Переяславский, Юрьевский, Муромский.
Княжества Северо-Восточной Руси в XIV—XV вв. стали основой формирования Московского государства.
В результате объединения Галицкого и Волынского княжеств на юго-западе Русской земли возникло Галицко-Волынское княжество.
Особенности и условия развития:
— плодородные земли для земледелия и обширные лесные массивы для промысловой деятельности;
— значительные залежи каменной соли, которую вывозили в соседние страны;
— удобное географическое положение (соседство с Венгрией, Польшей, Чехией),
позволявшее вести активную внешнюю торговлю;
— находившиеся в относительной безопасности от кочевников земли княжества;
— наличие влиятельного местного боярства, которое вело борьбу за власть не только между собой, но и с князьями.
Галицкое княжество значительно усилилось в правление Ярослава Осмомысла (1153—
1187).
Его преемнику — волынскому князю Роману Мстиславовичу — в 1199 г. удалось
объединить Волынское и Галицкое княжества.
В начале XIII в., после гибели в 1205 г.
Романа Мстиславовича, в княжестве вспыхнула междоусобная война с участием венгров и поляков.
Сын Романа — Даниил Галицкий (1221—1264) сломил боярское сопротивление и в 1240 г., заняв Киев, сумел объединить юго-западную и Киевскую земли.
Однако в том же году Галицко-Волынское княжество было разорено монголо-татарами, а спустя 100 лет эти земли оказались в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).
Крупнейшим центром на северо-западе Руси была Новгородская боярская республика.
Новгородская земля развивалась по особому пути:
— находилась далеко от кочевников и не испытывала ужаса их набегов;
— богатство заключалось в наличии громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства, выросшего из местной родоплеменной знати;
— своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия — охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество — получили значительное развитие и давали боярству немалые доходы;
— возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на пересечении торговых путей, связывающих Западную Европу с
Русью, а через нее — с Востоком и Византией;
— как в Новгородской, так и позднее в Псковской земле (первоначально входившей в состав Новгорода) сложился социально-политический строй — боярская республика;
— благоприятный фактор в судьбе Новгорода: он не подвергся сильному монголо-татарскому разграблению, хотя и платил дань.
В борьбе за независимость Новгорода особенно прославился Александр Невский (1220—1263), который не только отбил натиск немецко-шведской агрессии (Невская битва, Ледовое побоище), но и проводил гибкую политику, делая уступки Золотой Орде и организуя сопротивление наступлению католичества на западе;
— Новгородская республика была близка к европейскому типу развития, аналогично городам-республикам Ганзейского союза, а также городам-республикам Италии (Венеция, Генуя, Флоренция).
Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол.
Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать великий путь из варяг в греки и доминировать на Руси.
Используя недовольство новгородцев (восстание 1136 г.), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело окончательно победить князя в борьбе за власть.
Новгород стал боярской республикой.
Фактическая власть принадлежала боярству, высшему духовенству и именитому купечеству.
Все высшие исполнительные органы — посадники (главы правительства), тысяцкие (главы городского ополчения и судьи по торговым делам), епископ (глава церкви, распорядитель казны, контролировал внешнюю политику Великого Новгорода) и др. —
пополнялись из боярской знати.
Вместе с тем высшие должностные лица были выборными.
Так, к примеру, во второй половине XII в. новгородцы, как никто в русских землях, стали сами избирать себе духовного пастыря — владыку (архиепископа новгородского).
На этой земле раньше, чем в Европе, проявились реформаторские тенденции по отношению к церкви, предвосхищая европейскую реформацию, и даже атеистические настроения (Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова).
Своеобразным было положение князя.
Он не обладал полной государственной властью,
не наследовал новгородскую землю, а приглашался лишь для исполнения представительских и военных функций (воин-профессионал, глава дружины).
Любая попытка князя вмешаться во внутренние дела неизбежно заканчивалась его изгнанием (за 200 с небольшим лет князей побывало 58).
Права высшего органа власти принадлежали народному собранию — вече, обладавшему широкими полномочиями:
— рассмотрение важнейших вопросов внутренней и внешней политики;
— приглашение князя и заключение с ним договора;
— избрание важной для Новгорода торговой политики, избрание посадника, судьи по торговым делам и др.
Наряду с общегородским вече существовали кончанские (город делился на пять
районов — концов, а вся новгородская земля на пять областей — пятин) и уличанские (объединявшие жителей улиц) вечевые сходы.
Фактическими хозяевами на вече были 300 золотых поясов — крупнейшие бояре Новгорода.
К XV в. они фактически узурпировали права народного вече.
Вопрос 18:

Последствия политической раздробленности Киевского государства.
У раздробленности, как у любого исторического явления, есть и положительные и отрицательные стороны.
Сравним Киевскую Русь с древнерусскими княжествами в XII— XIII вв.
Киевская Русь — это развитое Поднепровье и Новгород, окруженный слабонаселенными окраинами.
В XII—XIII вв. пропасть между центрами и окраинами исчезает.
Окраины превращаются в самостоятельные княжества, которые по уровню хозяйственного, социально-политического и культурного развития превосходят Киевскую Русь.
Однако период раздробленности имеет и ряд отрицательных явлений:
1) происходил процесс дробления земель.
За исключением Великого Новгорода, все княжества дробились на внутренние уделы, число которых век от века росло.
Если к 1132 г. существовало около 15 обособившихся территорий, то в начале XIII в.
Самостоятельных княжеств и уделов было уже 50, а в конце XIII в. - 250.
С одной стороны, сопротивление удельных князей и бояр сдерживало деспотические стремления многих старших князей, желавших подчинить жизнь целых княжеств своим личным честолюбивым планам, видеть в подданных холопов, казнить и миловать не по обычаю или нормам Русской Правды, а по своей прихоти (Т. В. Черникова).
Но, с другой стороны, зачастую удельные князья, поддерживаемые удельным боярством, становились зачинщиками междоусобиц, пытались завладеть старшим столом.
Местная аристократия готовила заговоры, поднимала мятежи;
2) велись бесконечные междоусобные войны.
Противоречия между старшими и младшими князьями внутри одного княжества, между князьями самостоятельных княжеств часто разрешались путем войны.
По подсчетам С. М. Соловьева, с 1055 по 1228 г. на Руси на 93 мирных года пришлось 80, в которые происходили усобицы.
Страшны были не битвы, а их последствия.
Победители выжигали и грабили села и города, а самое главное — захватывали многочисленные полоны, обращали пленников в рабов, переселяли на свои земли.
Так, внук Мономаха Изяслав Киевский в 1149 г. увел из Ростовской земли своего дяди Юрия Долгорукого 7 тыс. человек;
3) ослаблялся военный потенциал страны в целом.
Несмотря на попытки созыва княжеских съездов, которые поддерживали определенный порядок в раздробленной Руси и смягчали междоусобицы, происходило ослабление военной мощи страны.
Западная Европа относительно безболезненно пережила подобное ввиду отсутствия сильной внешней агрессии.
Для Руси в преддверии монголо-татарского нашествия падение обороноспособности оказалось роковым.