• Название:

    РАЗУМНАЯ ВЕРА А. Н. Ярков

  • Размер: 0.08 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Автор-составитель:

Ярков Андрей Николаевич, кандидат философских наук,
Религиозно-философское общество (г.
Нижний Новгород, Россия)
Культурно-просветительское общество Возрождение (г.
Партенит, Украина)

Размещено на сайте:
http://www.partenit-kpo.org/index.php?option=com_content&view=article&catid=104&id=117&lang=ru

* Разумная вера *
Кто ведёт дело разумно, тот найдёт благо...
Пр 16;

20
Большинство людей получают мировоззрение из религиозной или иной традиции, которую они впитывают с молоком матери.
Но тот, кто стремится к философски обоснованному мировоззрению, должен отважится на то, чтобы опираться на собственный разум.
М.Шелер
Одним из самых распространенных убеждений человечества является вера в то, что религия есть область нерационального познания.
А, следовательно, нет никаких критериев, с помощью которых можно было бы аргументировано и доказательно ориентироваться в выборе и предпочтении одного религиозного мировоззрения перед другим.
Считается, что религия есть дело традиционализма, догматизма и порой даже фундаментализма-фанатизма.
Мы хотели бы взять на себя смелость утверждать, что это не так, что религия напротив, область в высокой степени разумная, рациональная, и даже более того, без здравомыслия пропадающая и теряющая свою суть.
А фундаментализм и догматизм, в нашем представлении, так же далеки от подлинной религии, как методы инквизиции далеки от христианской любви.
Метод ориентации в религиозных проблемах, который мы можем представить читателю, не является чем-то скрытым и неизвестным в истории.
Напротив, так или иначе, упоминания о нем разбросаны по многим и многим источникам и, даже более того, сам этот метод выбора свойственен людям от природы, есть естественная реакция человека на неизвестность, и только вследствие превратного усложнения и вмешательства нерациональных сил мы не осознаем его как главный инструмент ориентирования.
Прежде всего, мы должны прояснить и обосновать позицию разумного ориентирования.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Ум, разум - способность, деятельность человеческого духа, направленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи
Пр 9;

10 Познание Святого - разум.
Пр 14;

8 Мудрость разумного - знание пути своего.
Еккл 8;

1 Кто как мудрый, кто понимает значение вещей?
Втор 32;

28 Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
Иов 38;

36 Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?
Пр 2;

11 Тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя...
3 Цар 3;

9 Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой, и различать, что добро и что зло...
Иов 28;

28 Удаление от зла - разум.
“Разум - ум; способность, деятельность человеческого духа, наравленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи “//Краткая философская энциклопедия. 1994/154/.
“Ум - это способность человека находить желаемое.
Это способность распознавать искомое среди множества вещей, не имеющих необходимости” /171,стих 46,47/.
“Разум стоит понимать не столько как цель в себе, сколько как инструмент, пригодный для осуществления вышеупомянутых основных стремлений” /Гоббс, цит по 279, с.315/.

2. ОБОСНОВАНИЕ

"Разум дан человеку от природы, поэтому можно предположить, что он дан нам на пользу.
Если природа стремится к умножению жизни и повышению жизнеспособности существ, то зачем ей создавать такой большой орган как мозг, если от него нет никакой пользы? Стоит ли нам отказываться от природного разумного подхода, то есть заниматься переделыванием своей природы? Даже врачи говорят, что все человеческие органы нужны, что даже удаление такого, казалось бы бесполезного органа, как аппендикс и то не желательно, не говоря уже о разуме.
Устраняя разум, мы можем уподобиться одному безумному доктору, из пьесы Бернарда Шоу, который занимался удалением лишних органов у человека, считая, что природа слишком расточительна и одарила человека симметричными органами совершенно напрасно.
Об этом же говорит одна народная сказка о лисе, которая спрятавшись в норку от настигавших её собак, стала выяснять, какие органы помогали её убегать, а какие мешали.
В результате выяснилось, что мешал скрываться от преследователей только хвост, и поэтому лиса решила отдать этот бесполезный орган на съедение собакам.
Разумеется, участь быть съеденной постигла всю лису, а не только хвост, за который собаки вытянули её из норы.
Та же участь может постигнуть и нас, если мы решим отказаться от какого-либо ненужного органа.
Разумнее (а значит лучше) довериться природе и попытаться воспользоваться тем, что она нам дала". (А.Н.Ткачев).
Если целью нашего исследования поставлен поиск высшего блага для человека, то посмотрим, помогает ли разум в этом поиске, дает ли он нам благо хотя бы в приземленных масштабах.
Из практического опыта мы знаем, что разум имеет свойство оберегать нас от нежелательных жизненных явлений, от проблем.
При его правильном применении у нас на много больше вероятности избежать неприятностей.
Это видно из того, как часто мы восклицаем:

Ой, я сглупил, ошибся!, Ох, не подумал, поступил неразумно и т.п.
Конечно, нам не доступно знать, насколько выводы разума истинны, но уже то, что помощь его очевидна, говорит в его пользу.
Можно вообще отказаться от претензий на истину и сказать: “Наш способ мышления полезен”, не прибавляя про себя: “а значит - верен”. Он полезен, он помогает строить мосты или спутники, и хватит с нас.
Незачем требовать большего - помогает - и на том спасибо” /К.С.Льюис.
Чудо. 199, с.25/.
Разум, рассудительность, мудрость ведет нас к благу.
Вот что об этом пишут различные учения:
Из Ветхого Завета
Втор 32;

29 О, если бы они рассудили, подумали о сём, уразумели, что с ними будет!
Иов 34;

2 Установим между собой рассуждение, и распознаем, что хорошо.
32;

8 Дух в человеке и дыхание Вседержителя даёт ему разумение.
34;

16 Итак, если ты имеешь разум, то слушай это и внимай словам моим...
1 Цар 3;

9 Да даст тебе Господьсмысл и разум...
Пр 1;

2 Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;
3 Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;
4 Простым дать смышлёность, юноше - знание и рассудительность;
5 Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдёт мыдрые советы,
6 Чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
2;

3 Если ты будешь призывать знание и взывать к разуму;
4 Если будешь искать его как серебра, и отыскивать его, как сокровище:
5 То уразумеешь страх Господень и наёдёшь познание о Боге.
6 Ибо Господь даёт мудрость, из уст Его - знание и разум;
10 Когда мудрость войдёт в сердце твоё и знание будет приятнодуше твоей,
11 Тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,
12 Дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,
13 От тех, которых пути кривы, и котрые блуждают на стезях своих.
3;

13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум!
18 Она - древо жизни для тех, которые приобретают её, - и блаженны, которые сохраняют её!
21 Сын мой! Не упускай их из глаз твоих, храни здравомыслие и рассудительность, -
22 И они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.
23 Тогда безопасно пойдёшь по пути твоему, и нога твоя не споткнётся.
4;

5 Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай этого, и не уклоняйся от слов моих.
6 Не оставляй её, и она будет охранять тебя; люби её, и она будет оберегать тебя.
7 Главное - мудрость; приобретай мудрость; и всем имением твоим приобретай разум.
8;

12 Я премудрость, обитаю с разумом, и ищу рассудительного знания.
14 У меня совет и правда, я - разум, у меня сила.
35 Потому что, кто нашёл меня, тот нашёл жизнь, и получит благодать от Господа.
9;

6 Оставьте неразумие, и живите и ходите путём разума.
14;

8 Мудрость разумного - знание пути своего, глупость же безрассудных - заблуждение.
15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
16;

20 Кто ведёт дело разумно, тот найдёт благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
22 Разум для имеющих его - источник жизни, а учёность глупых - глупость и есть.
17;

16 К чему сокровища в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.
19;

8 Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.
21;

16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
21;

30 Нет мудрости и нет разума и нет совета вопреки Господу.
24;

3 Мудростью устрояется дом и разумом утверждается.
Ис 11;

2 И почиет на Нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия.
Иер 6;

16 Так говорит Господь: остановитесь на путях своих и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идитепо нему, и найдёте покой душам вашим.
Из Нового Завета
Мф 13;

13 Потому и говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
Мф 13;

19 Ко всякому слушающему слово О Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает
посеянное в сердце его.
25;

2 Из них было пять мудрых и пять неразумных.
Мр 8;

17 ...ещё ли не понимаете и не разумеете?
Лк 11;

52 Горе вам, законники, что вы взяли ключь разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали.
Рим 1;

28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать
непотребства.
Рим 12;

1 Предоставьте тела ваши... для разумного служения вашего,
2 И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам
познавать, что есть воля Божия...
Деян 26;

25 Нет, достопочтенный Фест, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла.
1 Петр 3;

15 Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с
кротостью и благоговением.
Еф 4;

18 Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и
ожесточения сердца их.
23 А обновиться духом ума вашего.
5;

15 Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
17 Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
1 Кор14;

20 Братья! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму же будьте совершеннолетни.
1 Тим 1;

13 Держись здравого учения, которое ты слышал от меня...
“Большинство людей получают мировоззрение из религиозной или иной традиции, которую они впитывают с молоком матери.
Но тот, кто стремился к философски обоснованному мировоззрению, должен отважитьсяна то, что опираться на собственный разум” /М.Шелер, 389, с.3/.
“...когда природные состояния мозга возобладают над разумом, они порождают лишь хаос; когда же главенствует разум, ни мозг, ни ощущения, ни чувства не перестают быть собой.
Разум спасает и укрепляет психику и физиологию; нои же, противоборствуя ему, губят и разуми себя.
Образ копья неверен, разум не оружие; скорее он - луч, освещяющий тьму.
Разум - не захватчик, вторгшийся в чужую землю, а король, посещающий подданных.
Подданные могут и взбунтоваться, но когда мы видим их в согласии, мы невольно чувствуем, что повиновение куда больше присуще им, словно они и созданы для этой самой роли” /199, с. /.
“Когда мысли разбросаны, надо знать, как собрать их воедино.
Когда мысли сошлись в одной точке, надо знать как их рассеять.
Если не уметь этого, то даже если одалеть помрачённость, в сердце поселится беспокойство” /Хун Цзычен, 18/.
“Если человек не умеет размышлять, то даже если он прочтёт гору книг, он заслуживает лишь, чтобы его звали книжным шкафом” /Сюй Сюэмо, “Назидательные речи из сада возвращения к сущему”/.
“Что бы ни сделал враг врагу или же наставник наставнику, ложно направленная мысль может сделать ещё хуже.
Что бы ни сделали мать, отец или какой другой родственник, истинно направленная мысль может сделать ещё лучшее” /Дхаммапада, 42, 43/.
“Ничто не может изменить решения разума.
Всё что мы знаем, мы знаем через разум.
И потому не верь тем, которые говорят, что не надо следовать разуму.
Те, которые говорят так, подобны людям, которые советовали бы затушить свет единственного фонаря, руководящего нами во мраке” /Л.Толстой/.
“Любовь влечёт к единению; разум, единый у всех, утверждает это единение” /Л.Толстой/.
“Ясно одно, что цель Бога разумна и не осуществлена ещё, не существует.
Всё же, что существует - весь Мир и бытие человека в нём, - существует неразумно.
Общее движение от неразумности к разумности - цель Бога-Хозяина, а не человека, которому отведена роль работника, своих целей не имеющего” /Мардов,210, с.55/.
3. ГРАНИЦЫ РАЗУМА
Метод рационального построения мировоззрения не говорит о тотальном рационализме.
Разум мы используем исключительно для того чтобы проверять, обосновывать и упорядочивать имеющуюся информацию.
Мы понимаем что рационально-логическими путями нельзя получать новую информацию, а так же то, что разум сам по себе носит лишь инструментальный характер, сознающий свою относительность и непригодность в постижении сверхразумных областей.
Возможности разумного анализа ограничены и, как мы уже неоднократно показывали, не претендуют на исчерпывающее познание.
Это тем более важно подчёркивать, в связи с тем, что в западной философии уже давно роль рассудочного познания преувеличена.
Гегеля, например, раздражала даже сама постановка вопроса о границах разума.
Такой подход имеет свои вредные последствия.
Пр 3;

5 Надейся на на Бога всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
Втор 29;

29
Еккл 11;

5
Ис 55;

8,9
“Кто именно думает, что вера в Бога побеждена наукою, тот утверждает: чего я не могу постигнуть моим разумом, то и не существует.
Справедливосо ли жто?
Очень многое даже в видимом мире непостижимо, и , однако, существует.
Мы можем не понимать, что такое пространство и время, сила и материя, что есть бытие и бывание, воля и самосознание, душа и совесть, что такое электричество, свет, жизнь и т.п.
Философы и естествоипытатели работают до сих пор над разрешением этих вопросов - доказательство, что оно ещё не найдено.
Но тем не менее это всё факты, с которыми мы считаемся и которые мы испытываем.
Кто серьёзно сказал бы: “Чего я не могу постигнуть, то также невозможно”, тот последовательно необходимо должен был бы отвергнуть также существование природы, ибо её также нельзя постигнуть; даже он должен был бы необходимо отрицать своё собственное существование и по справедливости исчезнуть с своей глупостью.
Ибо кто разрешил загадку человеческого существования, кто может сказать, как наша сознательная воля приводит в движение руку или наша душа получает какую-либо мысль?”/Пфеннингсдорф, 271, с.76/.
“Духовный опыт выразим лишь в символах, а не в понятиях”/Бердяев, “Далект бож.
И чел., с.263/.
“Рационализм - опора на разум при верном понимании разумом своих границ.
Примитивный рационализм - опора на разум при неспособности видеть его границы.
Иррационализм - немыслимая опора разума на то, что вне его границ” /А.Круглов, 158, с. 153/..
“Когда мы пользуемся разумом для насущной пользы, всё идёт хорошо, а когда мы ударяемся в рассуждения и хотим выработать общий взгляд на “действительность”, выходят лишь длинные, скучные и, наверное, пустые споры” /199, с.25/.
“Старое и бывалое.
Какое бы понятие мы не сплели - никак не уловишь в нём реальности.
И бытие и небытие, и возникновение и уничтожение, и время и пространство, и вечность, и маленькая козявка, и разумный человек и даже какой-нибудь “один” разумный человек, не Сократ при том, а первый попавшийся погонщик мулов - ничто не укладывается в понятие, как бы тонко и хитроумно не было сплетено определение.
Действительность, точно вода из решета, вытекает из понятия, а то немногое, что остаётся, к великому нашему изумлению совершенно не похоже на то, что нами было вложено.
Точно какой-то фокусник или волшебник издевается над нами“ /Л.Шестов, Дерзновения и покорности/.
“Важно понять, что Иррациональный Абсолют отнюдь не есть крушение разума, отрицание разума, напротив, к нему приводит сам разум, Он открывается в глубине разума.
Он есть последнее слово разума, после которого разум уже не имеет более глубоких слов.
Но о нём ещё возможно “разумное слово”. Напротив, отрицание, игнорирование иррационального - противоразумно, такой “рационализм” есть незнание границ разума, и поэтому самонадеянная ограниченность - высшая и наиболее комичная форма глупости, как сказал Сократ.
Истинная мудрость знает своё незнание, знает, что есть нечто, чего она не знает” /Б.Вышеславцев, 67, с. 137/.
“Проблема познания человека перекликается с религиозной проблемой познания Бога.
Традиционная теология запада пытается познать Бога мыслью, делать умозаключения о Боге.
Считается, что я могу познать Бога размышлением.
В мистицизме, который закономерно порождается монотеизмом, размышления как путь познания Бога отвергаются и заменяются переживанием соединения с Богом, в котором нет места знаниям о Боге, да и нужды в них.
Переживание единства с человеком, или, выражаясь религиозным языком, с Богом, вовсе не являются иррациональным.
Напротив, это, как указывает А.Швейцер, самый фундаментальный и самый отважный вывод из рационализма.
В его основе лежит знание нашей принципиальной, а не случайной ограниченности познания, знание о том, что нам никогда не постичь тайны человека и Вселенной, но что мы тем не менее можем познать в действительной любви” /Фромм, Искусство любви, с. 127/
“Разум... не творец, а критик или цензор, отвергающий худшие из возможных альтернатив свободного роста” /Мардов, 210, с.54/.
“Разум никогда бы не покорился, если бы не рассудил, что бывают обстоятельства, когда он должен покоряться.
Следовательно, справедливо, чтобы он покорялся, когда сочтёт должным” /Паскаль, с. 127/.
Автор-составитель:

Ярков Андрей Николаевич, кандидат философских наук,

Религиозно-философское общество (г.
Нижний Новгород, Россия)
Культурно-просветительское общество Возрождение (г.
Партенит, Украина)

Размещено на сайте:
http://www.partenit-kpo.org/index.php?option=com_content&view=article&catid=104&id=117&lang=ru
Партенитское культурно-просветительское общество Возрождение Партенитское культурно-просветительское общество Возрождение, Крым HYPER13 PAGE HYPER15 1