• Название:

    Белковский С. А. Стресс и сознание. DOC

  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: DOC
Стресс и сознание Белковский С.А.,
психолог высшей категории

Психологический, духовный подход к жизни наиболее сильно повлиял на современную медицину через концепцию стресса.
Национальный Институт Здоровья США ныне считает, что большинство болезней, поражающих современный мир, таких как сердечные заболевания, паралич, высокое кровяное давление, колиты, язвы и головные боли имеют в себе компонент стресса.
Это говорит о растущем признании того, что наши ментальные и эмоциональные состояния играют определяющую роль в возникновении болезни.
Карл и Стефания Саймонтоны, проделавшие новаторское исследование стресса и рака, считают, что стресс играет важную роль и в развитии рака.
В книге "Как снова стать здоровым" (вышла на русском языке в 1994 году) они сообщают: "Мы полагаем, что рак часто является показателем проблем, имеющихся в жизни индивида, проблем, усугубленных и обостренных серией стрессов за 6-18 месяцев до возникновения рака.
Раковый пациент, как правило, реагировал на эти проблемы и стрессы с глубоким чувством безнадежности или "опускания рук", сдавался.
Такая эмоциональная реакция, как мы считаем, в свою очередь вызывает ряд психологических реакций, подавляющих естественные телесные системы защиты и делает тело восприимчивым к производству ненормальных клеток".
Ключевое слово здесь "реакция", так как, согласно Гансу Селье - отцу исследований стресса, стресс сам по себе ни плох, ни хорош.
Он - данность жизни.
Технически стресс означает реакцию, ответ организма на изменение.
Именно качество, характер нашей реакции на изменение делает из него либо позитивную силу в нашей жизни, либо негативную ("дистресс").
Главное влияние на фактор "дистресса" в нашей жизни оказывает наше представление о самих себе, о том, кем мы для себя являемся.
Жесткое отождествление с личным "я", жесткая привязанность к образу своего личного "я" заставляет нас излишне реагировать на события нашей жизни.
Лучший путь к здоровью - отказ от исключительной зацикленности на своем эго.
Люди с расширенным сознанием не заняты больше исключительно своим "я". Они воспринимают проблемы иначе и, следовательно, чувствуют себя и поступают иначе.
Стремление к расширенному образу себя, самосознанию - фундаментальное для многих духовных учений - является также целью целительства. "Целью духовного целительства не является только лишь физическое облегчение, Скорее это-отбрасывание ограниченного, чисто физического представления о человеке, привязывающего мысль к материи, и через это выявление на свет "нового" человека.
Это тот человек, который христианством считается "подлинным" человеком, "созданным Богом по образу своему", духовным и целостным."
Другим основным фактором, определяющим уровень дистресса в нашей жизни, являются наши установки по отношению к миру и жизни.
Установки, отношения - это позиции, которые мы принимаем в жизни, наше отношение к ней, фильтры восприятия, через которые мы находим значение и понимание всему что переживаем.
Если мы считаем, что мы любимы и способны любить и заботиться, то наша реакция на превратности жизни может быть совсем иной, чем, если бы мы чувствовали себя нелюбимыми и одинокими.
Наши установки, позиции - прямое отражение нашего основного состояния сознания.
Негативные, негибкие, жесткие, костные позиции, такие как пессимизм, депрессия, эгоизм или цинизм уменьшают нашу способность справляться со стрессом жизни и, в конечном итоге, ведут к болезни.
Гибкость - важнейшее качество, внутренне присущее всем духовным установкам, включая прощение, сострадание, сочувствие, отречение, смирение, веру и надежду.
Быть гибким означает сгибаться, как ветвь на ветру, и не ломаться.
Это способность принимать реальность такой как она есть.
В конечном счете, гибкость тела, ума и духа обеспечивает и здоровье и исцеление.
Здоровый ум порождает здоровое тело.
Так как перемены - постоянны, стресс - это данность жизни.
Тогда важнейший вопрос - это то, как мы реагируем на стресс.
Как сказал однажды Альберт Швейцер: "Величайшим открытием любого поколения является то, что люди способны изменять свою жизнь, изменяя установки своего ума". Это в особенности верно в отношении процесса исцеления.
Белковский С.А., 2002