• Название:

    Запрещает ли Коран дружить с иудеями и христиан...

  • Размер: 0.05 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Запрещает ли Коран дружить с иудеями и христианами?
Вопрос.
В Коране написано, что вы не должны дружить с христианами и иудеями - то есть в самом вероучении заложены вражда и ненависть к иноверцам.
Чего удивляться, что мусульмане так агрессивны ко всему миру?
Ответ.
Аллах (хвала Ему, Всевышнему) повелевает проявлять доброту и справедливость по отношению к иноверцам:

Аллах (хвала Ему, Всевышнему) запрета не дает вам добродетель и справедливость проявлять к тем людям, кто против веры вашей с вами не сражался, не изгонял из дома вас.
Поистине, Бог любит справедливых! (60:

8).
Здесь речь идет не только о веротерпимости, но и о справедливости и даже добродетели как социально-нравственных принципах, лежащих в основе поведения каждого мусульманина.
Слово добродетель (бирр) в арабском языке имеет широкий смысл:

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), используя это слово, повелел быть добродетельными по отношению к своим родителям.
Таким образом, в Исламе предписывается быть добродетельными по отношению к иноверцам, подобно тому, как следует быть добродетельными по отношению к своим родителям!
Доброе отношение к иноверцам не может не зависеть и от их собственного отношения к мусульманам.
Если с их стороны есть желание жить в мире с мусульманами, не препятствовать свободе вероисповедания, то мусульмане, со своей стороны, должны демонстрировать мир, и более того - должны иметь с ними добрососедские отношения.
Только в случае агрессии со стороны иноверцев, в случае попытки насильственно лишить мусульман их права на свободу вероисповедания и других неотъемлемых прав, мусульманин может и должен предпринять адекватные действия и только в той мере, в какой это необходимо для защиты веры, жизни, свободы, чести и имущества.
К сожалению, сегодня как с мусульманской, так и с антимусульманской сторон находятся радикалы, которые обосновывают необходимость вражды и ненависти мусульман к представителям других религий следующими аятами Корана:

О уверовавшие! Не водите дружбы тесной с кем-либо не из среды вашей.
Не преминут они вредить вам и радоваться неудачам вашим.
Ненависть их - на устах у них, а ненависть, затаенная в сердцах их, - еще сильнее... Вот любите вы их, а они не любят вас (3:

118-119).
И еще:

О уверовавшие! Не вступайте в дружеские отношения (вилайя) с иудеями и христианами: они друзья только друг другу.
Если же кто-либо из вас дружит с ними, то он - один из них.
Воистину, не поведет Господь нечестивцев путем прямым.
Видишь ты, что те, чьи сердца нестойки в вере, спешат подружиться (5:

51-52).
Находятся и среди мусульман авторы, которые призыв не дружить истолковывают как призыв ненавидеть, чего в тексте Корана нет.
При таком толковании этих аятов, из которых будто бы вытекает необходимость вражды с представителями других религий, включая иудеев и христиан, толкователь входит в прямое противоречие с другими аятами Священной Книги и Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Между тем в Коране не может быть никаких противоречий, о чем сказано Самим Аллахом (хвала Ему, Всевышнему), причем в обращении к иудеям и христианам:

Что ж им не поразмыслить над Кораном? Не будь от Бога он, в нём много бы нашлось противоречий (4:

82).
Противоречия существуют не в Коране, а в головах людей, которые его толкуют неправильно, выдергивая из смыслового контекста отдельные аяты и игнорируя при их истолковании другие аяты на эту же тему.
В других же аятах Аллах (хвала Ему, Всевышнему) Всевышний ясно показывает нам смысл Своего повеления:

Если, бы только они исполняли Тору и Евангелие и то, что ниспослано им от Господа, они имели бы довольство и счастье и под ногами, и на небе (5:

66).
Более того, говоря о христианах, Аллах (хвала Ему, Всевышнему) сказал:

Несомненно, убедишься ты, что больше всех дружелюбны к уверовавшим те, кто говорят: "Воистину, христиане мы ". Это потому, что среди них есть ученые и монахи, и потому, что они не горды (5:

82).
Коран разрешает мусульманам самые тесные контакты с людьми Писания:

Дозволена вам пища людей Писания, а ваша пища дозволена им.
Дозволены вам для женитьбы женщины целомудренные из уверовавших и женщины целомудренные из числа тех, кому до вас даровано было Писание (5:

5).
Как же совместить эти аяты? Ключом к пониманию их взаимоограничения является следующий аят:

О уверовавшие! Не устанавливайте дружеских отношений с теми, кто насмехается и издевается над вашей верой (5:

57).
В этом аяте конкретизируется то, о чем шла речь в предыдущих аятах, - не следует иметь тесных отношений с тем, кто лицемерно выдает себя за друга, а на самом деле является скрытым врагом и хочет использовать дружеские отношения для нанесения удара в спину.
То есть речь идет не о всех христианах и иудеях и вообще иноверцах, а только о тех из них, которые имеют враждебные намерения.
Ибо:

И ты видишь, как многие из них соперничают друг с другом в грехе и законопреступности... Поэтому не удержат их священники и книжники от греховных слов (5:

62-6.3).
Из этого следует, что Аллах (хвала Ему, Всевышнему) осуждает не всех людей Писания и запрещает вступать в дружеские отношения не со всеми, а только с теми из них, которые не соблюдают известные им Священные Послания Бога и нарушают и Закон Божий, и закон человеческий, и, как следствие, глумятся над Исламом.
Эти же нечестивцы и богохульники исключаются Аллахом (хвала Ему, Всевышнему) превелик Он и преславен, из числа тех, с кем мусульманам можно вести дискуссии, то есть с остальными дискутировать о вере можно и нужно по-дружески!
Не спорьте с обладателями Книги, иначе как с достоинством и честью, наилучшим образом, помимо тех, кто вам несправедливо чинит (намеренное) зло.
И говорите: "Мы верим в то, что нам ниспослано и вам.
Наш Бог и ваш, поистине, один, и лишь Ему мы предаемся" (29:

46).
В случае если не будет достигнуто взаимопонимания, мусульманин обязан пожелать собеседникам мира и завершить на этом дискуссию:

Я не стану поклоняться тому, чему поклоняетесь вы, а вы не станете поклоняться тому, чему поклоняюсь я.
Вам - ваша вера, мне же - моя! (109:

4-6).
Сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) своим примером (Сунной) показывал, как правильно понимать и исполнять волю Всевышнего.
Например, во время хиджры из Мекки в Медину он взял себе проводником Абдуллу Ибн Урайкита - язычника.
Отсюда ученые сделали вывод, что обозначение неверный само по себе не ведет к недоверию к нему - что могло быть более рискованным для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чем довериться проводнику при таком опасном переходе?
И Сафван ибн Умайа участвовал в битве при Хунайне на стороне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), будучи идолопоклонником.
Отсюда следует, что мусульмане вправе обращаться за помощью к немусульманам в решении дел, не касающихся богословия и их внутри религиозных отношений, то есть могут дружить и сотрудничать со всеми людьми в благих целях.
Более того, мусульмане могут обращаться к немусульманам и за военной помощью.
Аз-Зухри передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пользовался помощью иудеев, когда вел войну, и при этом делился с ними трофеями.
Следует помнить, что благословенный Пророк принимал подарки от правителей различных государств, хотя они и не были мусульманами.
Исследователи хадисов утверждают, что во многих из них содержатся сообщения о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принимал подарки от немусульман, а Умм Салам, жена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), рассказывала, как Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей:

Я подарил ан-Наджаши (правителю Эфиопии) одеяние и кусок шелка.
Однажды мимо Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проследовала похоронная процессия, и он встал перед ней, после чего кто-то заметил:

О, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), это ведь хоронят иудея.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил ему:

А разве он - не человек?!
К иудеям и христианам в Коране особое отношение.
Они называются словосочетанием ахль аль-Китаб, т. е. люди Писания (Книги, Послания).
К людям Писания должно быть более дружеское отношение, независимо от того, находятся ли они в исламском мире или за его пределами.
Обращение к ним Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) О люди Писания ИЛИ О вы, обладатели Писания подчеркивает, что изначально они принадлежали к одной, единой религии пророков монотеизма.
Скажите: "Веруем мы в Аллаха (хвала Ему, Всевышнему) и в то, что ниспослано было Аврааму, Исмаилу, Исааку, Якову и потомкам их, в то, что даровано было Моисею и Иисусу и что даровано было пророкам Господом их.
Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся Ему " (2:

136).
В целом Священный Коран конституирует статус и права верующих других монотеистических религий! В каких еще священных книгах других религий мы найдем такое?
Коран утверждает невиданный для других религиозных источников принцип мирной соревновательности с представителями других монотеистических религий в делах благочестия:
Если бы Аллах (хвала Ему, Всевышнему) захотел, Он сделал бы вас одной общиной.
Но Он хотел вас испытать тем, что дал вам.
Поэтому соперничайте друг с другом в добрых делах.
К Аллаху (хвала Ему, Всевышнему) вы все возвратитесь, и Он рассудит вас в том, в чем вы спорили между собою (5:

48).
Пророк Мухаммад (хвала Ему, Всевышнему) сказал:

Поистине, тому, кто обидит живущего на мусульманской территории (не мусульманина), или ущемит его права, или возложит на него то, что ему не по силам, или заберет у него что-нибудь против его воли, тому я стану противником в День воскресения!
Так о каком же запрете на дружбу говорится в Коране? Ответ оказывается довольно простым: арабское слово вали, множественное авлия, означает такого друга, который дает советы, по сути - старшего друга, который ведет за собой, является в некотором смысле образцом для подражания.
В сугубо религиозном значении это слово используется для обозначения уважаемого, знающего и благочестивого мусульманина.
Разумеется, мусульманин, для которого высшим Откровением Бога является Коран, не может следовать советам тех, кто отвергает Коран или не знает его.
Именно такое следование религиозным рекомендациям и подражание активистам других религий и запрещено в Коране.
Дружбу в житейском плане, добрососедские отношения и союзничество в общественных и государственных делах Аллах не только не запрещает, но и одобряет, что было показано многими аятами и хадисами!
Али Вячеслав Полосин ( из книги Ислам не такой! А какой? )