• Название:

    48. «Тёмные аллеи», как итоговой произведение Б...

  • Размер: 0.03 Мб
  • Формат: DOC
48. Тёмные аллеи, как итоговой произведение Бунина
Ива́н Алексе́евич Бу́нин (10 (22) октября 1870, Воронеж — 8 ноября 1953, Париж) — русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года.
Этот сборник можно назвать энциклопедией любовных драм.
Писатель создавал его в годы второй мировой войны (1937 – 1944 гг.).
Позже, когда книга увидела свет и читатели были потрясены вечной драмой любви, Бунин в одном из писем признался:

Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и оригинальное, что я написал в жизни.
И хотя во многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь - великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией.
К такому выводу приходят бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь.
Бунин в своих рассказах воспевал не платоническую, а чувственную любовь, окружённую романтическим ореолом.
Он описывает любовь во всех её состояниях, где она едва брезжит и никогда не сбудется (Старый порт), и где томится неузнанная (Ида), и где переходит в страсть (Убийца).
Финал многих рассказов подобен грому среди ясного неба: на третий день Пасхи он умер в вагоне метро (В Париже); в декабре она умерла на Женевском озере в преждевременных родах (Натали);

В художественном сознании Бунина любовь – одна из высших форм человеческого существования, когда ткань жизни, достигшая максимального напряжения, может не выдержать и разорваться.

В рассказах сталкиваются и спорят между собой два голоса: один утверждает, что любовь, как всё остальное на свете, проходит, другие же - что любовь остаётся в душе навсегда.
Эти два голоса особенно явственно слышны в заглавном рассказе цикла – Тёмные аллеи.
Толчком к созданию рассказа, стала ассоциация со стихотворением Огарёва Обыкновенная осень, строки дали название циклу:

Кругом шиповник алый цвёл, стояли тёмных лип аллеи… В рассказе Бунина перед нами случайная встреча двух когда–то (30 лет ) любивших друг друга людей – старого офицера и хозяйки постоялого двора, тогда молодого барина и дворовой крестьянки.
Эта встреча, пробудившая у одной воспоминание о её драме оставленной, не простившей, но всю жизнь продолжавшей любить женщины, у другого, когда–то бессердечноеё бросившего и теперь неожиданно для себя признавшегося, что он потерял в ней самое дорогое, что имел в жизни, горестное сожаление о безвозвратно утерянном счастье.

Тёмные аллеи представляют собой замечательное художественное богатство с точки зрения жанровых форм.
Здесь есть рассказы драматические (Зойка и Валерия, Натали), рассказы – зарисовки, фрагменты (Смарагд, Часовня), рассказ – предание (Баллада), притча (Молодость и старость) и т.д.

К циклу Тёмных аллей относится и рассказ Чистый понедельник, (Париж, 1946г.) Как и все другие рассказы, он тоже о любви.
Но любви странной, от которой героиня отказывается.
Повествование дано в форме рассказа – воспоминания от лица героя, от его Я. Осью композиции становятся сложные взаимоотношения двух действующих лиц, не названных по имени, - это Он и Она.
Наши критики чаще всего говорят, что в сборнике Тёмные аллеи - 38 рассказов, на самом деле их гораздо больше.
Существуют разные точки зрения по поводу того, почему Бунин написал Тёмные аллеи: это и ностальгия по России, и воспоминания, навеянные любовными приключениями на Родине, и тоска по ушедшему, и многое другое.
Но главное, видимо, в другом.
Когда читаешь дневники и письма Бунина, становится очевидно, что он был сражён своей последней любовью, предан ею, но она (имеется в виду не Галина Кузнецова, а любовь) его не отпустила до конца дней.
И именно эта боль любви чувствуется в Тёмных аллеях.