• Название:

    47. Бунин в эмиграции. Тема памяти в романе «Жи...

  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: DOC
47. Бунин в эмиграции.
Тема памяти в романе Жизнь Арсеньева
В канун Октябрьской революции и мироощущение, и гуманистическая направленность творчества характеризуют Бунина, казалось бы, как прогрессивно мыслящего человека.
Но он считал, что лишь дворянство, с его высокой культурой, способно управлять Россией.
Он не верил в разум и творчество народных масс (повесть "Деревня" наглядно продемонстрировала это).
Испугавшись, не поняв смысла Октябрьской революции и не признав возникшего в результате ее победы государство рабочих и крестьян — Советскую Россию — Бунин обрек себя на добровольное изгнание.
Первый год эмиграции был для Бунина, по выражению одного из критиков, "немым". Он читает Л. Толстого, которого он любил всю жизнь, и делает дневниковые записи, сознавая, что лишился всего — "людей, родины, близких". Вместе с тем, ослепленный враждой к Советской России, Бунин нападает на все, что связано с ней.
Возвращение к подлинному творчеству происходит медленно.
Рассказы первых лет эмиграции весьма разнообразны по своей тематике и настроению, но преобладают в них пессимистические ноты.
Особенно потрясает рассказ "Конец", где реалистически передана картина бегства писателя из Одессы за границу на стареньком французском суденышке "Патрас".
В первые годы эмиграции писатель воскрешает в своем творчестве не только прекрасные стороны русской жизни.
Бунин, как и в дооктябрьский период творчества (повесть "Суходол"), беспощаден к представителям вырождающегося дворянства.
Еще в дореволюционный период творчества, касаясь самой близкой темы деревни, Бунин испытывал, по определению литературоведов, сложное чувство "любви-ненависти.
Большое место в эмигрантский период творчества Бунина занимает тема любви.
Заметим, что впервые писатель обратился к ней еще в 90-е годы, а в 1900-е создает известные ныне произведения, такие как "Осенью", "Маленький роман", "Заря на всю ночь", "Митина любовь", "Солнечный удар", "Ида" и многие другие.
В конце 30-х — 40-х годах эта тема становится главной.
В этот период создано 38 рассказов, составивших книгу "Темные аллеи", которую называют энциклопедией любви.
Ему присуждена нобелевская премия, после которой Бунин становится общепризнанным писателям.
Дальше - тема, которую поднимает Бунин – Память.
К 30м годам Память становится киноархивом. Тема Памяти у Бунина тесно связана с темой Смерти.
Тема смерти делится на 2 части:

Прекращение жизни.
Умирание мгновений.
Память фиксирует мгновения и позволяет оправдать нашу жизнь.
Память предает мгновениям вечный смысл.
В "Жизни Арсеньева", самом замечательном произведении, созданном в эмиграции, преобладает чувство любви и тема памяти.
Роман этот определяют как художественную биографию творческой личности.
Бунин пояснял, что любое произведение автобиографично постольку, поскольку автор вкладывает в него самого себя.
В романе Арсеньев герой, проходящий несколько ступеней развития, — от первых шагов маленького ребенка, через отрочество подростка.
Любовную драма у юного А. приходит к трагическому исходу (смерть Лики).
Видимо, в истории отношений А. и Лики нашла отражение бунинская теория любви: любовь-страсть превращается в любовь-привычку, любовь-привязанность, прибежище от одиночества.
Основная особенность образа А. в том, что он как бы раздваивается на двух Арсеньевых: один — юный — живущий, взрослеющий, совершающий ошибки, делающий свои первичные умозаключения; другой — повествователь, — уже с расстояния прожитых лет оценивающий поведение юного А., вспоминающий и оценивающий его чувства и мысли, его взаимоотношения с людьми.
Некоторые исследователи поэтому сравнивают А. с героем Поисков утраченного времени Пруста.
Как и у Пруста, Арсеньев вспоминает не столько историю своей жизни, сколько историю своих мыслей, своего восприятия; это воспоминания о воспоминаниях, память о памяти, которая есть некая совершенно особая духовная сущность, понимаемая художником как суть искусства.
Тем не менее образ А. остается в русле русской толстовско-достоев-ской психологической традиции.
Для него главный вопрос не как жить, а в чем смысл жизни Во многом образ Арсеньева имеет ностальгический характер: он гордится своим родом тоскует о его былом величии и богатстве.
У А.-повествователя очень силен мотив тоски по родине: и вожделенное отечество подаждь ми.
А. — не эпический, а лирический герой. Во сне является образ давно умершей Лики, и он видит ее с такой силой любви, радости, с такой телесной и душевной близостью, которой не испытывал ни к кому никогда.
Образ А. превращается в воспоминание души героя о своей земной жизни в России.
В рассказе именины повествование ведется во сне, во сне он переносится на годы назад, где проходят его именины.
Люди, которые сидят с ним за столом давно умерли.
Линейное течение времени можно преодолеть во сне.
Получается, что время – это не линия, это способ перемещения.
Время преодолевается.
В Жизни Арсеньева повествование ведется от лица Арсеньва – юного и Арсеньева в старости.
я-мальчик и я-взролсый - это одно и тоже я?
Это помогает решить проблему памяти: в конце романа Арсеньев становится писателем, чтобы зафиксировать память.