• Название:

    28. Роман «Мелкий Бес»

  • Размер: 0.04 Мб
  • Формат: DOC
28. Роман Мелкий Бес

Фёдор Сологу́б (настоящее имя Фёдор Кузьми́ч Тете́рников;

17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря 1927, Ленинград) — русский поэт, писатель, драматург, публицист.
Один из виднейших представителей символизма и охватившего всю Европу.
Мелкий бес — роман русского писателя Фёдора Сологуба, впервые опубликованный (частично) в 1905 году.
Именно это произведение Сологуба получило наибольший читательский успех, выдержав десять прижизненных изданий. - можно прочитать как традиционный роман 19 века, действия в обычном городе, главный герой - Перидонов.
Жизнь русской провинции.
Автор передаёт некоторые свои качества главному герою.
Герой мерзкий и противный.
Перидонову везде мерещатся потусторонние силы, видится странное существо – недотык.
Варвара оказывается ведьмой.
У каждого персонажа есть мифологический подтекст (русский мифологизм).
Мифологические объяснения разным явлениям.
Также есть цитаты из классической русской литературы.
Слово становится как заклинание значимо.
Перед тем как сойти с ума, он утраивает жертвоприношение.
Володин видится ему как баран, и он решает его зарезать на этом жертвоприношении.
Перидонов считает, что правильно в заклинании называть барана бараном.
Первый сюжет – жизнь городка, второй – мистический мир, третий сюжет – влияние основы и литературы.
Центральный персонаж романа – зловещий учитель-садист Ардальон Борисыч Передонов.
Его чувства были тупы, и сознаниеего было растлевающим и умертвляющим аппаратом, — так описывается он в романе. — Все доходящее до его сознания претворялось в мерзость и грязь.
Передонов томится в ожидании получения места инспектора, которое ему было обещано некой княгиней, но исполнение обещания постоянно откладывается, и мысль об этом все больше и больше мучает его.
Постепенно садизм, зависть, эгоизм, а также рухнувшие надежды на повышение в буквальном смысле сводят несостоявшегося инспектора с ума.
Весь ужас и мрак, помутивший его сознание, воплотился в недотыкомке:

Откуда-то прибежала удивительная тварь неопределенных очертаний, — маленькая, серая, юркая недотыкомка.
Она посмеивалась,
и дрожала, и вертелась вокруг Передонова.
Когда же он протягивал к ней руку, она быстро ускользала, убегала за дверь или под шкап, а через минуту появлялась снова, и дрожала, и дразнилась, — серая, безликая, юркая.
Бросается в глаза сходство Передонова с Беликовым, чеховским героем из рассказа Человек в футляре.
Несмотря на то что Сологуб подчеркивает внешнее сходство двух персонажей и даже упоминает в своем романе рассказ Чехова, читатель интуитивно улавливает различие этих двух образов.
Беликов является традиционным персонажем реалистического произведения, представляя определенный тип русского общества 1880—90-х годов.
Передонов же будто весь окутан дурманами декаданса с его мистикой, чародейством, приторно-ядовитыми цветами и демоническими образами.
Будучи приземленной личностью, Передонов признает существование только того, что видит, но в то же время он ощущает присутствие иного, магического мира, чья враждебность заставляет его совершать множество нелепых поступков: он пытается побрить кота, так как тот вырабатывает вредное электричество, сжигает колоду карт, считая, что они ожили, и так далее.
Несмотря на то что Сологуб сравнивает свой роман с зеркалом, все же образ сумасшедшего учителя мало походит на зарисовку с натуры.
Скорее это метафора, воплощающая зло, о чем и свидетельствует название романа — Мелкий бес.
Ниточка декадентской эстетики пронизывает также описание запретных отношений гимназиста Саши Пыльникова и барышни Людмилы Рутиловой.
Мир чувственности, наполненный благоуханиями, цветами, яркими нарядами и веселым смехом, воплощенный в
любви Людмилы и Саши, противопоставлен мрачному миру сумасшедшего учителя.
Тем не менее авторские намеки дают понять, что любовь молодых людей далеко не идеалистична.
Людмилу в
Саше привлекает именно его невинность и чистота, и она подобно русалке затягивает его в порочный омут.
Например, чтобы соблазнить юношу, она обволакивает его туманами ароматов:

И одежду, и Сашино тело облила она духами, — густой, травянистый и ломкий у них был запах, как неподвижный дух замкнутой в горах странноцветущей долины.
Роман, некогда признанный издателями слишком рискованным и странным, удивит вас нестандартной системой образов и своеобразием отношений и быта героев.
В сборник также помещены стихи Федора Сологуба, которые при предельной четкости и ясности формы необыкновенно лиричны.