• Название:

    Номинализм и реализм в средневековой философии

  • Размер: 0.05 Мб
  • Формат: DOC
  • или



Оглавление
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc253220199" HYPER14 Введение HYPER13 PAGEREF _Toc253220199 \h HYPER143 HYPER15
1. Средневековая философия HYPER13 PAGEREF _Toc253220200 \h HYPER144 HYPER15
1.1. Проблема веры и разума HYPER13 PAGEREF _Toc253220201 \h HYPER144 HYPER15
1.2.Основные библейские идеи философского значения HYPER13 PAGEREF _Toc253220202 \h HYPER147 HYPER15
2. Реализм и номинализм в средневековой философии HYPER13 PAGEREF _Toc253220203 \h HYPER1411 HYPER15
2.1. Вопрос об универсалиях HYPER13 PAGEREF _Toc253220204 \h HYPER1411 HYPER15
2.2. Реализм и его разновидности HYPER13 PAGEREF _Toc253220205 \h HYPER1412 HYPER15
2.3. Номинализм и его разновидности HYPER13 PAGEREF _Toc253220206 \h HYPER1412 HYPER15
Заключение HYPER13 PAGEREF _Toc253220207 \h HYPER1414 HYPER15
Список литературы HYPER13 PAGEREF _Toc253220208 \h HYPER1416 HYPER15
HYPER15
Введение
Эпоха Средневековья (II–XIV вв.), насчитывающая целых двенадцать столетий, насыщена масштабными, поистине глобальными историческими событиями, великий пафос которых не всегда мог быть доступен пониманию современников.
Это и смена рабовладельческого строя феодальным, и крушение Римской империи, и возникновение новых государств со своей системой образования, обучения, просветительства.
Но самым значительным было возникновение христианства как величайшего явления человеческой культуры, возвестившего миру о торжестве человеческой духовности.
В этот период создаются новые учебные заведения, которые, как правило, территориально и содержательно связаны с монастырями.
В них, наряду с риторикой, начинают преподаваться теософия (учение о божественной мудрости), этика, богословие.
В отличие от римской школы, меньше внимания уделяется красноречию.
Слово рассматривается лишь как средство, а не цель достижения высшей истины, воплощающей в себе всесовершеннейшую мудрость Бога.
Закладываются основы христианского миропонимания, у истоков которого стояли такие Отцы Церкви, как Амвросий Майландский (340-397), Иероним (345-420), Августин Блаженный (354-430).
В данной работе мы рассмотрим номинализм и реализм в средневековой философии.
Данную цель мы реализуем посредствам решения следующих задач:
рассмотреть основные идеи средневековой философии;
рассмотреть понятие универсалии;
рассмотреть реализм и номинализм, и их разновидности.
Данная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
1. Средневековая философия
1.1. Проблема веры и разума
В философии Средневековья, носящей ярко выраженный религиозный характер, различают два периода: патристику (от лат. pater – отец) II-VIII вв. и схоластику IX–XIV вв.
Патристика – совокупность религиозно-философских учений Отцов Церкви, основанных на заимствовании философских взглядов Платона, прежде всего его представлений о сверхчувственных идеях, которым приписывались свойства действительного, реального существования.
Эти идеи легли в основу учения известного средневекового мыслителя Аврелия Августина.
Основные его произведения:

Исповедь, Монологи, О граде Божием.
В граде земном человек руководствуется соображениями личного благополучия.
Такой град не представляет единого гармонического целого.
Он дисгармоничен, неупорядочен, противоречив, что приводит его к деградации и гибели.
В граде божьем люди любят Бога, восхищаются разнообразием созданного им мира.
Здесь царят порядок, целесообразность, гармония.
Только в таком граде человек может быть счастлив.
Учение Аврелия Августина было теоцентрическим.
Основой мира, первоначалом он считал Бога.
Рассматривая возникновение мира, Августин развивает идеи креационизма (сотворение мира Богом из ничего).
Но его креационизм носит своеобразный характер.
Создав мир и сообщив ему изменение и развитие во времени, Бог не ограничился актом творения.
Он продолжает совершенствовать мир, привлекая к этому творчеству человека.
Значение патристики состоит в том, что были разработаны основы христианского мировоззрения.
Выполнив к середине VIII в. свою историческую миссию, патристика уступила место схоластике (от лат. scholastica – школьный, ученый), воспринявшей эстафету философского обоснования христианской идеологии.
Сущность схоластики и ее идеи наиболее полно были представлены в творчестве выдающегося средневекового мыслителя, богослова, философа Фомы Аквинского (1225-1274), основными произведениями которого являются Сумма теологии и Сумма против язычников (иногда именуется Сумма философии).
Схоластика опирается на идеи Аристотеля и ставит своей целью обоснование принципа веры с помощью человеческого разума.
Впоследствии термин схоластика стал употребляться в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности пустого словопрения.
Главная отличительная особенность средневековой схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии.
Фома Аквинский был систематизатором средневековой схоластики.
У него высшее начало есть само бытие (Бог).
Он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от того, каким форма, т. е. актуальное начало, реализуется в вещах:

1) низший (неорганические стихии и минералы);

2) растения;

3) животные;

4) дух или ум, разумная душа.
Будучи связанной с материей, человеческая разумная душа не погибает со смертью тела.
Она бессмертна, тогда как души животных погибают вместе с телом.
Фома Аквинский рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей.
Популярность Фомы Аквинского и его учения была настолько велика, что католическая церковь в 1323 году причислила его к лику святых, а в 1567 году он был признан пятым учителем церкви.
Проблема соотношения веры и разума – одна из основных в философии Средневековья.
Если Бог является высшей реальностью, то соответственно основное внимание должно быть уделено его познанию.
Но те методы, средства, пути познания, которые имеются в распоряжении человека, не могут быть применены к познанию Бога.
Бог не дан в чувственном опыте человека, недоступен его разуму.
Познание Бога возможно только с помощью веры, через божественное откровение.
При этом вера не противопоставлялась разуму.
Известное изречение христианского богослова Квинта Септимия Тертуллиана (ок. 160-230) верую, потому, что абсурдно не получило признания среди подавляющего большинства религиозных философов Средневековья.
В противовес Тертуллианну Аврелий Августин провозгласил верую, чтобы понимать, заложив тем самым основы рационалистической теологии, идеи которой были наиболее полно восприняты и развиты Фомой Аквинским.
Рассматривая два рода истин – разума и веры, Фома Аквинский указывает на необходимость их согласования и гармонии.
Человеческий опыт и разум дают человеку истины, необходимые в жизни.
И в этом отношении ценность знания для Аквинского бесспорна.
Но еще в большей степени человеку необходима вера, ибо слабость, ограниченность человеческого ума не дают ему возможности постичь все величие Бога и сокровенный смысл мироздания.
Но это, с точки зрения Аквинского, не означает, что христианские догматы, не могущие быть поняты и объяснены разумом, противоразумны, иррациональны по своей природе.
Не слабый человеческий, а всемогущий божественный ум способен приоткрыть их тайны, их глубокий внутренний смысл.
Божественный ум питает веру человека, озаряет его мысль животворным светом божественного откровения.
Следовательно, там, где бессилен разум, в свои права вступает незнающая никаких преград вера.
Но вера не есть нечто неизменное, статичное, раз навсегда данное.
Она может не только возгораться, воспламенять человеческую душу, но и угасать. Человек, и только он, считает Фома Аквинский, несет ответственность за то, насколько сильна или слаба его вера, для укрепления которой необходимо использовать все способности ума, воли, обращаться к авторитету науки и философии.
Однако уже в более поздний период, период упадка среднеисковой схоластики, теория двойственной истины начинает интерпретироваться в духе противопоставления, несовместимости знания, полученного с помощью разума, и знания – откровения, данного верой.

Толпыкин В.Е. Основы философии. – М.:

Айрис-пресс, 2003. – С. 71.

Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов. – М.:

Гардарики, 2001. – С. 112.

HYPER13 PAGE HYPER15 7