• Название:

    недостающие вопросы

  • Размер: 0.09 Мб
  • Формат: DOC
36
Досократики: натурфилософский период античной литературы
Досократики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI—V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций.
Условным это название является потому, что многие из виднейших досократиков действовали уже после жизни Сократа.
История:

Впервые термин досократики был введен в 1903 году, когда немецкий филолог Герман Дильс собрал в своей книге Фрагменты досократиков (Die Fragmente der Vorsokratiker) тексты философов, живших до Сократа.
Книга включала более 400 имён вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний.
Учение:

Основным предметом философствования у досократиков был космос.
Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения.
Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни.
Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.
Наиболее известны следующие досократики:

Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский
Школы:

Досократики традиционно подразделяются на представителей ионийской философии (Милетская школа, Гераклит, Диоген Аполлонийский), италийской философии (пифагорейцы, элеаты) и атомистов.
Иногда к досократикам ошибочно причисляют и софистов, но это не совсем корректно, так как большинство софистов были современниками Сократа и он с ними активно спорил.
Кроме того, учение софистов сильно отличается от учения досократиков.

НАТУРФИЛОСОФИЯ - исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.
Возникла натурфилософия фактически ещё до появления философии, из так называемой космогонии, сохраняя мифологический характер последней.
Родоначальниками натурфилософии были ионийские философы.
В частности, Милетская школа, представителями которой являются Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Ими рассматривались следующие основные проблемы:
материя и её (атомистическая) структура,
гармония (математическая) Вселенной,
соотношение вещества и силы,
неорганического и органического.
Значение ионийцев заключается не в решении проблем натурфилософии, а в их постановке.
У Аристотеля постановка многих вопросов натурфилософии получает уже естественнонаучный характер.
Дальнейшее её развитие связано со школой (аристотелевской) перипатетиков и стоиками.
39 Философию Аристотель разделил на три вида:

1) теоретическую, изучающую проблемы бытия,2) практическую – о деятельности человека, устройстве государства;

3) поэтическую.
Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился на мир вещей и мир чистых, и мир вещей в целом, являлся лишь материальным отображением соответствующей чистой идеи.
Ошибка Платона, в том что он оторвал мир идей от реального мира и рассматривал чистые идеи вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики –покой, движение и др.
Аристотель дает свою трактовку данной проблемы: не существует чистых идей, не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; существуют только единичные и конкретно определенные вещи; данные вещи называются индивидуумы, индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.

Поскольку бытие не есть чистые идеи и их материальное отражение, возникает вопрос: что такое бытие?
по Аристотелю, бытие – это сущность, обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность.
Также по Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.
Что есть материя? По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). философ также приходит к выводам о том, что: все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; изменение хотя бы одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета;
реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;
высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
Философ выделяет три уровня души: растительная душа; животная душа; разумная душа.
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения.
Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания.
И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека.
Он считает, что человек :по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных; отличается от животных наличием мышления и разума; имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными.
Именно последнее качество –– приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

Аристотель выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет дурные формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и хорошие (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство среднего класса (идеал Аристотеля).
40 ЧЕРТЫ:

- эпоха феодализма (рабовладение потерпело крах);

-эпоха формирования нац государств
- эпоха государства религии (христ кат религия) как формы общ сознания, - отход от материалист позиций, - изменилось соц назначение философии. – объектом фило стало священное писание и его положение (по сущ Библия).
В связи с этим, философия принимает форму патристики (??).
Основные идеи философии этого периода:
- идея теоцентризма
- идея креационизма
- идея двойственности истинности
2 рода истинности: истина разума, добываемая с помощью науки, истина веры, с помощью веры и божеств откровений
- истина разума не может быть выше истины веры и не могут противорчеить
- истина веры неполебимы и не требует док-в.
- догмат Воскресения Христа
- догмат Воплощения
- догмат Сотворения мира во времени

5 аргументов Фомы Аквинского:
1) первопричина – Бог
2) все достижения измен.
Откуда взялось движение? Кто был перводвигателем? Бог.
3) существуют в мире случайности и необходимости.
Судьба.
Кто источник этой необходимости? Бог.
Он определяем судьбу, исход
4) Все обладает большей или меньшей степерью совершенства.
Кто явл критериеями совершенства? Бог
5) Мы наблюдаем , что мир создан целесообразно.
Откуда взялась целесообразность? Бог.

Борьба 2х школ:

1) схоластика (школа ученых) в центре учения стоит проблема универсалий (общих понятий) Выделились 2 направления:

- реалисты (следуя Платону утв, что подлинной реальностью обладают только общие понятия), - номиналцы(как-то так) (реально существуют только предметы.
Понятий не существует)

В центре стала проблема человека:
1) идея божественного происхождения человека
2) проблема двойств чеовека соотнош души и тела.
Душа бессмертна, возвышена, душа не умирает.
Тело бренно.
Оно источник всех греховностей человека, источник отступления от божеств заветов.
3) учение о свободе воли: помимо Бога существует целый сбор падших ангелов (бесов, Люцифер).
Темные силы пытаются перетащить их на свою сторону.
46
Начало марксисткая философия берет в 40-х годах 19го века.
Маркс и Энгельс пошли через гегелевское учение.
Новое направление в развитии фил мысли.
М. и Э. создали фил. учение – диалектический и исторический идеализм.
М. и Э. взяли диалектику Гегеля, фил.
Фейрбаха – ошибочное мнение.
Переработка Гегеля – необходимо было устранить идел.трактовку гегелевской диалектики и опр-ть материалист. основания и материалист. суть диалектики как теор развития и как метода познания.
М. и Э. впервые распр-нили диал-мат подход на область исторического познания и создали исторический материализм.
Его суть заключалась в том, что в основу ист. процесса был положен анализ материал. факторов, играющих центр-ую роль в сущ-вании и развитии общ-ва.
Доминир. отношения М. и Э. определили – это экономические отношения.
Основная работа Маркса – “Капитал”, в сод-ии явл-ся экономической, логика капитала.
Основные фил. работы принадлежат Энгельсу: “Диалектика природы”(не законч.), “Антидьюринг”- против Дьюринга.
Совместные работы М и Э:
1)“Критика немец. идеологии”
2)”Манифест ком партии”
3)”Критика готской программы”

Марксом была разработана концепция общ –экономич формализации, как ступени развития общ-ва, как алгоритм общ-ва.
М и Э была разработана теория сущн-ти гос-ва и обоснование соц революции как неизбежн этапа в развитии общ-ва.
М и Э разработана теория классовой борьбы , как движ-ая сила развития общ-ва.
Прдолж Гегелевскую идею о отчуждения человека общ-го, Маркс предложил идею отчуждения экономического.
М и Э уделяли большое значение личности, вз-связи личности и общ-ва.
47 Русская философия – феномен мировой философской мысли.
Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др.
В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, эзопов язык (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой);
целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
большая роль проблем морали и нравственности;
конкретность; широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философии составляли:
проблема человека;
космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
проблемы морали и нравственности;
проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
проблема власти;
проблема государства;
проблема социальной справедливости (данной проблемой пропитан значительный пласт русской философии);
проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);
философия XVIII в.;
философия XIX в.;
русская и советская философия XХ в.
Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства).
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).
Основными темами ранней русской философии были:

1)моральные и нравственные ценности;

2)объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

3)государство;

4)право;

5)природа.
Русская философия XII – XVII вв.
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и философии приходится на XIII – XVII вв.
Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:

1)сохранение русской духовности;

2)христианство;

3)борьба за освобождение;

4)устройство государства;

5)познание
Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).
включает два основных этапа в своем развитии:философию эпохи петровских реформ;
материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.
К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая: вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);войны и мира.
Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и др.
Основные направления русской философии XIX в.
Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений: декабристское; монархическое; западническое и славянофильское; революционно-демократическое; атеистическое; теологическое; философию космизма.
Основные направления русской философии ХХ в.
Русская (и советская) философия ХХ в. представлена, главным образом: философией марксизма-ленинизма; философией космизма; естественно-научной философией; философией русского зарубежья.

48
Золотым веком духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. – 10-х годов ХХ в.
Видными представителями религиозного направления того периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и другие.
С.Н. Булгаков (1871 – 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую экономическую Церковь.
Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении.
В обществе – это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них.
В религии – разобщенность христианских церквей (православие, католичество, протестантизм).
Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.
Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.
Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский (1882 – дата смерти спорна – 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).
Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое.
По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т.д.).
Знание открывается разуму непосредственно.
Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства.
Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическим открытиям.
Философское творчество П. Флоренского многогранно.
Помимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.
49
Можно выделить три основных периода в истории ленинской мысли: первый – 1893-1908 гг., второй – 1909-1917 гг., третий – 1917-1923 гг.
Характерная черта всех трех этапов – разработка всех составных частей марксизма, их изменение в соответствии с новыми историческими веяниями.
На каждом новом этапе происходило изменение ранее выдвинутых теорий в соответствии с новыми проблемами.
В первую очередь Ленин известен как философ, значительно развивший марксизм с точки зрения его практического применения политической реальности.
Говоря о развитии марксизма, Ленин выделяет ряд объективных (общие условия возникновения, развитие и упрочение идеологии, накопленные объем и количество знаний, уровень развития науки) и субъективных (научная работа марксистов, внесение учения его идеологами в рабочее движение) сторон.
Ленин говорил, что марксизм имеет определенное ядро, систему основных принципов, которая всякий раз выступает в конкретных исторических условиях в качестве базы, объективно-теоретической предпосылки для творческого решения практических задач.
При этом осуществляется двусторонняя связь между теорией и тем новым социально-историческим материалом, который дает жизнь.
все новое, что он ввел, можно свести к следующим принципам:
Значительное упрощение марксизма, полное сращивание его с материализмом;
В области диалектики – упор на антитезис в ущерб синтезу.
Антитезис (политический символ революции), противоречие, есть главное в диалектике, синтез же носит временный, переходящий характер;
В области философии истории – учение о примате политики над экономикой, по крайней мере – в революционные эпохи (согласно классическому марксизму – политика есть лишь активизированное выражение экономики);
Огромная роль партии, которая фактически из средства зашиты интересов превратилась в самоцель, в самостоятельно существующую силу.
Философия в творчестве Ленина занимает особое место.
Она представляет собой часть единого марксистского мировоззрения, фундаментальные принципы которого не подлежат никакому сомнению.
Творческое развитие марксизма возможно лишь в сфере применения его на практике, конкретизации теории в свете новых исторических реалий и т.д. однако марксизм не только теория, но и связанная с ним практика – дело с конкретными историческими целями революционной борьбы и деятельности.
Теория в марксизме не автономна и не самоценна, но всегда ориентирована на конкретные цели и обязана представлять интересы пролетариата, наделенного исторической миссией могильщика капитализма и строителя нового бесклассового общества.
Для Ленина теория вообще – прежде всего процесс и результат исследования определенных, вполне конкретных областей действительности. 58
Объект – общество
Предмет – структура общества
Общество – это открытая, многоуровневая, развивающаяся (незавершенная), различная в качественном отношении, противоречивая система.
Признаки общества:
тесная связь с природой
способность развиваться по своим собственным законам на своей собственной основе
значительная дифференцированность по разным направлениям
способность к самосохранению
Критерии разделения общества:
по видам отношений: материальные (геосоциальные, демографические, экономические) и духовно-идеальные (политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические, мировоззренческие)
по носителям отношений: этносы, социальные классы, профессиональные группы, личности
по сферам общественной жизни: экономическая (сфера материального производства), политическая, социальная, духовная.
Существование различных сфер жизни общества вытекает из определенных потребностей людей.
Определяющую роль играет экономическая сфера и, соответственно, экономические отношения.
Они влияют на установившуюся власть и ее деятельность, на формирование состава общества, разделение труда, классы, профессиональные группы и на другие аспекты жизни общества.
50
Современная западная фисофия
1.исчезла сила, давящая на философов.
Ушло влияние религии и политика на философию
толерантность, т.е. развитие без противоборства, без острой критики других поз:

Пусть расцветвает 100 цветов
2.интегративность философии с рядом наук естест и гуманит
3.антропоцентризм.
Проблема человека, положение человека в мире, его способности, его возможности.
ПОЗИТИВИЗМ
30-40 г 19 век
Роднонач – Огюст Конт
Возник предпосылки:
1) развитие науки.
Наука обретает самостоятельность.
Играет зн роль в обществе.
2) Гегель был последним представителем, который говорил Философия – наука наук.
Конт отказался от всего этого.
Отрицал доминирующ роль фило в области познания.
- Каждая наука сама по себе фило.
3) стремление преодолеть противоборства материалз и идеализма.
Создать нейтральную фило.
Задача – дать полож знание.
Этапы развития:
классич позитивизм Конта и Спенсера
эмпириокритицизм (связано с осмысл революции естествозн)
неопозитивизм (Рассел)
отлич черта: тесная связь с наукой, познанием научным, с истолкованием науч знаний.

Основные позиции:
отношение к фило/фило проблемам
объясняли фило той времени теориями, не имеющ по собой ничего.
Борьба бессмысленна.
По поводу фило проблем (что первично? Что вторично? Матер, духов) не ложное и не истинное.
Проблемы, не имеющие смысла.
По их мнению, философия – уяснение логики нашего познания.
Проблемы: семантическй идеализм.
Утверждает, что многие наши заблуждения проистекают из-за несовершенства нашего языка, из-за неодн трактовки наших терминов.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
Франиция, начало 20го века.
Центральная категория – существование.
Под существованием они понимают совокупность душев переживаний.
Объект иррационального в человеке.
То, что он не в силах порой осозновать.

Под сущностью понимают бытие природы, соц жизнь, рац сторону деят людей.
Что же первично? Что вторично? Первично существ, реальный мир.
Ир деят человека – вторично.

Одна из центр проблем – проблема свободы.
Под свободой понимают ничем не огранич жизнь человека в соответ с его внутренними влечениями.

ФРЕЙДИЗМ
Теория самоанализа
метод лечения
теория, объясн бессознат поведение человека
теория, объясн поведение человек и челов культуру.

Утв, что есть сознат и бессознат что-то(не знаю слово).

Психика человека 3 элемента:
1)бессознат (инстинкты, влечения)
2)эго: рациональное, сознат
3)супер эго: культура, область обществ норм, условия жизни

Что главное в поведении человека? Бессознат.

Человеч инстинкты огран
эгом, рассудком
суперэгом, существ нормами общ поведения

Вся жизнь – борьба против того, что человек хочет и ограничением.

Ошибочность Фрейдизма – элементы бессознательного играют большую роль.
Однако, ошибочно придавать им решающую роль в жизни человека, так и в жизни общества.
Натурализм присутсвует в его учении.
61
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.
Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий.
Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.
Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности.
Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Творчество - процесс создания субъективных ценностей.

Виды и функции творчества
Творчество неоднородно: многообразие творческих проявлений поддается классификации по разным основаниям.
Существуют разные виды творчества:

1) производственно-техническое 2)изобретательское 3)научное 4)политическое 5)организаторское 6)философское 7)художественное 8)мифологическое 9)религиозное10)повседневно-бытовое и т.п.
Творчество и личность.
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности.
При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.
Характер связи творчества и личности
Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

Желание и интуиция, происхождение замысла.
Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем.
Возникает вероятный принцип изобретения.
В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.